Дело № 2а-463/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2019 года р.п. Дальнее Константиново
Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.Л., при секретаре Кузнецовой И.О., с участием истца помощника прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Антошина Е.А. по поручению, с участием административного ответчика Макарова А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Макарову А. К. о прекращении действия специального права,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Макарову А. К. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами, изъятии водительского удостоверения № /номер/ от /дата/ до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Дальнеконстантиновского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, а именно: было установлено, что Макаров А. К., /дата/, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами №/номер/ от /дата/, состоит на учете у врача /иные данные/ ГБУЗ НО «Дальнеконстантиновская ЦРБ» с диагнозом: «/иные данные/». Согласно заключению ГБУЗ НО «Дальнеконстантиновская ЦРБ», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от /дата/ № /иные данные/, Приказом Минздрава России от /дата/ № /номер/, Макарову А.К. управление транспортным средством противопоказано. Просят прекратить действие специального права на управление транспортными средствами Макарова А. К., изъять у Макарова А. К. удостоверение №/номер/ от /дата/ до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Антошин Е.В. исковые требования поддержал, дал пояснения, подтверждающие основания указанные в исковом заявлении.
Административный ответчик Макаров А.К. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Заинтересованное лицо ГБУЗ НО «Дальнеконстантиновская ЦРБ», извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили.
Заинтересованное лицо ОГИБДД ОМВД России по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.68 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно ст. 25 Закона, граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущенными к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ст. 27 Закона подтверждается соответствующим удостоверением.
В соответствии со ст. 28 указанного Закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1604 от 29 декабря 1914 года, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ является противопоказанием для управления им авто - и мототранспортными средствами.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12.09.88 N 704, снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.88 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" при установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечении и т.д.). За время диспансерного учета больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, для больных наркоманией устанавливается срок диспансерного учета на 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Из материалов дела следует, что /дата/ ГИБДД ГУВД Нижегородской области Макарову А.К. выдано водительское удостоверение № /номер/, сроком действия до /дата/ /л.д. 6/.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что с /дата/ Макаров А.К. состоит на учете ГБУЗ НО «Дальнеконстантиновская ЦРБ» с диагнозом «/иные данные/».
Таким образом, в соответствии с положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия водительского удостоверения Макарова А.К. на управление транспортными средствами.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Поэтому управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам, обеспечения безопасности дорожного движения.
Установленные по делу обстоятельства, в совокупности с представленными сторонами и исследованными в суде доказательствами, позволяют прийти к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясьст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Макарову А. К. о прекращении действия специального права удовлетворить в полном объёме.
Прекратить действие специального права на управление транспортными средствами Макарова А. К., изъять у Макарова А. К. водительское удостоверение № /номер/ от /дата/ до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
Решение суда направить в ОГИБДД ОМВД России по Дальнеконстантиновскому району для изъятия водительского удостоверения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Дальнеконстантиновский районный суд в апелляционном порядке течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Л.Логинова