Дело № 2-678/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2018 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,
при секретаре Басаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» к Бардышевой Виктории Алексеевне о взыскании задолженности за потребленный газ,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Элиста» (далее – АО «Газпром газораспределение Элиста», общество) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в соответствии с ч.1 ст. 540 ГК РФ, п. 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, (далее – Правила), договор поставки газа между потребителем и поставщиком считается заключенным с момента первого фактического подключения к газовой сети; в случае если первая фактическая подача газа абоненту - гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети. Дата подключения газа по адресу: <адрес> произведена 01.01.2006г. Абонент обязан производить оплату за потребленный природный газ при наличии прибора учета газа. Поставщик газа обеспечивает круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве, однако абонент не исполняет свои обязанности по оплате в полном объеме за потребленный газ. Согласно выписке из ЕГРП от 17 мая 2017г. собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> является Бардышева В.А. с 20 ноября 2003 г. 24 апреля 2017 г. работники АО «Газпром газораспределение Элиста» при проведении очередной проверки по адресу: <адрес> выявили факт самовольного вмешательства в работу счетного механизма прибора учета газа, что подтверждается актом фиксации визуальных признаков, выявленных в процессе проверки прибора учета газа, свидетельствующих о возможных фактах: неисправности газового счетчика, о вмешательстве в счетный механизм прибора учета, либо о безучетном отборе газа от 24 апреля 2017 г. Дата самовольного вмешательства в счетный механизм прибора учета газа не установлена. В связи с выявленным фактом самовольного вмешательства в работу счетного механизма прибора учета газа, абоненту Бардышевой В.АП. произведен расчет по нормативам потребления газа с 25 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г. в сумме 113 769 руб. 40 коп.
Просят взыскать с Бардышевой В.А. задолженность по оплате за потребленный природный газ в сумме 113 769 руб. 40 коп.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 3475 руб. 39 коп.
Представитель истца, ответчик Бардышева В.А., извещенные о дне судебного слушания, в судебное заседание не явились.
Судом в соответствии со ст.233 ГПК РФ определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Положениями части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника по содержанию принадлежащего имущества.
В силу статей 31, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник и члены его семьи несут солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе, плату за потребленный природный газ.
На основании ст. 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
Из Правил поставки газа вытекает, что заявителем, а впоследствии и абонентом по договору с газоснабжающей организацией может быть физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный и иной специализированный кооператив).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (п. 1 Правил поставки газа).
Пунктами 24 и 32 Правил поставки газа предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении технических требований к данному прибору; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В силу пункта 3.11 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 18 декабря 2015 года N 975, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа - несанкционированное внесение изменений в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.Согласно пункту 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем – пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 85 (1) Правил предоставления коммунальных услуг акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок, подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку, и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составления акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке проведения проверок приборов учета газа у потребителей (физических лиц) сотрудниками абонентского отдела и участков реализации газа, утвержденного исполнительным директором АО "Газпром газораспределения Элиста" Р. 22 мая 2017 года (далее - Положение о порядке проведения проверок приборов учета газа), проверка узлов (приборов) учета расхода газа должна осуществляться в соответствии с заданиями (реестрами) выдаваемыми начальниками участков, а при их отсутствии уполномоченными на то должностными лицами. Предварительно сотрудниками проводится анализ потребления по среднему расходу на 1 кв. м, исходя из площади помещения, а также установленного газового оборудования.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Положения о порядке проведения проверок приборов учета газа в соответствии с письменными разъяснениями заводов изготовителей газовые счетчики NPM (завод изготовитель ЗАО "Газдевайс") не подвержены влиянию магнитного поля на их работоспособность и метрологические характеристики. В случае выявления в ходе проверки возможности остановки по указанным приборам учета, данный факт может свидетельствовать о вмешательстве и внесении конструктивных изменений в прибор учета газа. В данном случае по итогам проверки в акте необходимо указывать соответствующее выявленное замечание, собственнику прибора учета необходимо предложить демонтировать средство измерения для проведения независимой метрологической экспертизы в организации, имеющей соответствующую аккредитацию на данный вид деятельности. В случае отказа потребителя (абонента) от проведения метрологической экспертизы потребителю (абоненту) от лица поставщика (филиала) направить письменное обращение с предложением демонтажа средства измерения для проведения экспертизы с участием представителей поставщика в недельный срок:
1) в случае согласия потребителя (абонента) на проведение экспертизы демонтаж прибора учета должен быть оформлен документально и осуществлен представителями газораспределительной организации в присутствии сторон - потребителя (абонента) и поставщика газа. После демонтажа газовый счетчик необходимо упаковать в герметичный пакет и опломбировать пломбой поставщика с составлением акта произвольной формы. В дальнейшем вскрытие (срыв) установленной пломбы должно производиться экспертом в присутствии сторон. Если по результатам экспертизы вмешательство в конструкцию прибора учета будет подтверждено, то потребителю (абоненту) должны быть произведены доначисления объемов газа в соответствии с установленными требованиями;
2) при отсутствии реакции потребителя (абонента) на предложение о проведении метрологической экспертизы за указанный в письме срок, представители филиала должны произвести соответствующие начисления объемов газа согласно требованиям нормативно-технической документации.
Судом установлено, что ответчик Бардышева (Аяева) В.А. с 20 ноября 2003 г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
24 апреля 2017 г. работниками АО «Газпром газораспределение Элиста» при проведении очередной проверки установлено самовольное вмешательство в работу счетного механизма прибора учета газа, составлен акт № 1 фиксации визуальных признаков, выявленных в процессе проверки прибора учета газа, свидетельствующих о возможных фактах: неисправности газового счетчика, вмешательстве в счетный механизм прибора учета, либо о безучетном отборе газа.
Установлено, что по вышеуказанному адресу проведена проверка прибора учета газа марки NP-G4 № 010381, дата изготовления 1998 г., показания счетчика на дату проверки 49034, место расположения счетчика: дом, выявлено: заводская пломба нарушена, завольцовка срезана. Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными фото- и видеозаписями на СД-диске, на которых видно отсутствие заводской пломбы.
В соответствии с представленным истцом расчетом объема газа по нормативам его потребления, произведенным за период с 25 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г., в сумме 113 769 руб. 40 коп. (с учетом погашения абонентом 03.03.2017 г. 2995 руб.).
15.05.2017 г. Бардышевой В.А. направлялось уведомление о доначислении платы за потребленный газ в указанном размере. Однако по настоящее время ответчиком сумма задолженности не погашена.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований АО «Газпром газораспределение Элиста».
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ч. 2 333.18 НК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежному поручению № 402 Юго-Западный Банк ПАО Сбербанк России от 26 января 2018 г. истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 3475 руб. 79 коп.
Таким образом, с Бардышевой В.А. подлежат взысканию в пользу АО «Газпром газораспределение Элиста» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3475 руб. 79 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» удовлетворить.
Взыскать с Бардышевой (Аяевой) Виктории Алексеевны в пользу акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» задолженность по оплате за потребленный газ за период с 25 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г. в размере 113 769 руб. 40 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3475 руб. 79 коп.
Ответчик вправе подать в Элистинский городской суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Е.В. Карвенова