Решение по делу № 2а-507/2019 от 04.09.2019

Административное дело №2а-507/2019

УИД: 09RS0007-01-2019-000699-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2019 года                         станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи                      Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания                   Болатчиевой А.Р.,

с участием:

представителя административного ответчика – администрации Зеленчукского муниципального района КЧР               Миргородской Н.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Ветковой Тамары Алексеевны к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Веткова Т.А. обратилась в Зеленчукский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Зеленчукского муниципального района, в котором просит признать действия администрации Зеленчукского муниципального района в отказе ей, Ветковой Тамаре Алексеевне, в разработке градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «магазины», незаконными; обязать администрацию Зеленчукского муниципального района разработать градостроительный план земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «магазины». В обоснование заявленных требований административный истец со ссылкой на ст.ст. 41, 43, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указывает, что она является арендатором земельного участка с кадастровым , площадью 1 569 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, напротив домовладения , что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок был предоставлен ей в аренду до 2022 года с ежегодной арендной платой в 28 322 рубля 25 копеек, с видом разрешенного использования – магазины. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем имеется штамп на договоре аренды. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Зеленчукского муниципального района с заявлением о разработке градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Зеленчукского муниципального района с указанием, что в случае несогласия данным решением она вправе обратиться в органы прокуратуры или суд за защитой своих прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством РФ, уведомила её, что разработка градостроительного плана земельного участка не представляется возможным, поскольку арендованный ею земельный участок с кадастровым , расположен в зоне Р.2 (зона парков и скверов), строительство магазинов в которой не предусматривается.

С принятым решением администрации Зеленчукского муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ истица не согласна и указывает, что согласно положений Градостроительного кодекса РФ и ФЗ-131 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, и обязанности заинтересованного лица обосновывать цель истребования градостроительного плана, так и представлять документы, не связанные с возможностью идентификации обратившегося лица (определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ14-96).

Акт обследования и выбора земельного участка для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта магазина по адресу: <адрес>, был составлен ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт согласовали все необходимые службы (глава администрации Зеленчукского СП, архитектура, охрана окружающей среды, РЭС, газовый участок, электроузел, сохранение и охрана культурного наследия, охрана водных ресурсов, управление дорогами, ГИБДД - дорожный надзор). Также истица обращалась в Управление федеральных автомобильных дорог на территории КЧР с просьбой согласовать технические условия размещения пункта торговли (магазина). Согласно заключения Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия №242 от 02 августа 2012 года. Управление согласовала хозяйственное освоение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство магазина, согласно представленной документации. После прохождения согласований со всеми надзорными службами ею и администрацией Зеленчукского муниципального района был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, затем в ДД.ММ.ГГГГ заключен новый договор аренды земельного участка . В соответствии с действующим законодательством, перед началом или реконструкции объектов капитального строительства (арендаторы) земельного участка должны получить градостроительный план земельного участка, который ей необходим для дальнейшей разработки проектной документации для строительства, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган, в Совет Зеленчукского муниципального района жалоба на отказ главы администрации Зеленчукского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ не подавалась.

Дополнительно указывает, что ею было направлено в Зеленчукский районный суд КЧР административное исковое заявление об оспаривании действий должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью отъезда по семейным обстоятельства за пределы республики не имела возможности выполнить требования суда, указанные в определение суда об оставлении заявления без движения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ определением суда о возвращении административное исковое заявление было направлено в её адрес. Просит восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением по настоящему гражданскому делу.

Своевременно и надлежащим образом извещенные административный истец и её представитель в судебное заседание не явились, причины неявки суду не представили, ходатайств об отложении не заявляли.

Представитель административного ответчика Миргородская Н.В. административный иск не признала, пояснила, что административному истцу отказано в выдаче градостроительного плана арендованного ею земельного участка с кадастровым в виду того, что участок расположен в зоне Р-2, в которой строительство магазинов не предусматривается. Другим основанием для отказа послужило то, что через участок проходит магистральная сеть газопровода и линия электропередач.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления регламентирован положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 КАС РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 26 ст.16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального городского округа документации по планировке территории.

Для получения разрешения на строительство в силу п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) необходимо предоставление градостроительного плана земельного участка. Согласно п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к предназначенным для строительства земельным участкам в составе проекта межевания территорий или в виде отдельного документа.

Кроме того, п. 4 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства объекта капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 названных Правил.

Кроме того, в силу положений ст. ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ разработка проекта генерального плана поселения является обязанностью органа местного самоуправления, возможность осуществления заявителем своих прав не может ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения Администрацией данной обязанности.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).

В силу положений ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ.

Градостроительный план является документом, отражающим территории, и содержащим сведения о границах земельного участка, о разрешенном использовании земельного участка, о минимальных отступах от границ для определения места допустимой застройки, об объектах капитального строительства и объектах культурного наследия, размещенных на земельном участке, о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и другую информацию о земельном участке. Градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

В соответствии со ст. 53.7 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Согасно ст. 7 ЗК РФ, Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли населенных пунктов. Используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация в том числе о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом.

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Согласно ст. 41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ.

А из положений ст. 40 ЗК РФ следует, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст. 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В судебном заседании установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава администрацией Зеленчукского муниципального района утвердил схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов, для строительства магазина. Согласно кадастрового паспорта земельного участка разрешенное пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, «для строительства магазина».

Согласно технических условий от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор «Карачаево-Черкесск» согласовывает размещение пункта торговли (магазин), за полосой отвода федеральной автодороги <адрес>, при выполнении указанных технических условий.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР согласовывает акт выбора земельного участка под строительство магазина по адресу: Карачаево<адрес>, при соблюдении законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Согласно заключению ДД.ММ.ГГГГ Управление КЧР по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия согласовывает хозяйственное освоение земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство магазина, согласно представленной документации.

Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок также стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «Магазины». Согласно протокола о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и определению победителя аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, поступила только одна заявка от Ветковой Т.А., заявка принята, аукцион признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Зеленчукского муниципального района и Ветковой Т.А. был заключен договор аренды земельного участка , согласно которому Ветковой Т.А. передан за плату во временное пользование на 5 лет на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: магазины, с размером ежегодной платы арендной платы 28 322 (двадцать восемь тысяч триста двадцать два) рубля 25 копеек. Согласно акту приема-передачи земельный участок был передан арендатору в тот же день.

13 июля 2017 решением Совета Зеленчукского муниципального района № 183 утвержден генеральный план и правила землепользования и застройки в том числе ст. Зеленчукской, согласно ст. 57 которых в зоне Р-2 не предусмотрен вид разрешенного использования «магазины».

Вместе с тем, как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, а также общедоступных сведений публичной кадастровой карты РФ, спорный земельный участок с кадастровым до настоящего момента с определением координат границ стоит на кадастровом учете с 2012 г. с видом разрешенного использования «магазины». Тогда как решением Совета Зеленчукского муниципального района об утверждении генеральный план и правила землепользования и застройки в том числе ст. Зеленчукской принят только ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в отсутствие сведений о том, что использование арендованного административным истцом земельного участка под магазин опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, решение административного ответчика об отказе в выдаче градостроительного плана не соответствует закону.

Согласно п. часть 6.1 статьи 30 ГрК РФ, обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в настоящее время границы территориальных зон, в том числе зоны Р-2, в которой по утверждению ответчика находится спорный участок, не определены. Соответственно, надлежащих доказательств нахождения спорного участка в зоне Р-2 не имеется, что является самостоятельным основание для признания решения ответчика не законным.

Доводы о прохождении через арендованный административным истцом земельный участок магистральной сети газопровода и линия электропередач, не может быть самостоятельным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана принимая во внимание, то, что целями разработки этого документа является обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, то есть указание в том числе и отступов от этих газопровода, электросетей.

Несмотря на возражения и ссылку на злостное невыполнение Ветковой Т.А. своих обязательств по договору аренды земельного участка, административный ответчик – администрация Зеленчукского муниципального района КЧР не подала к Ветковой Т.А. встречный иск.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, администрация Зеленчукского муниципального района КЧР обязана устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы выдав градостроительный план в течение месяца, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд и истцу.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, административный истец была извещена о принятом решении отказать ей в выдаче градостроительного плана земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, и она изначально настоящий административный иск подала в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Определением Зеленчукского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ административный иск был оставлен без движения и предоставлен срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ возращен в связи с истечением этого срока.

Повторно административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть практически после получения возращенных административному истцу административного иска с приложением. Как указывает, ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд административный истец, она выезжала за пределы субъекта и не получила судебное извещение об оставлении иска без движения.

Согласно п. 5, 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание преклонный возраст административного истца Ветковой Т.А., который 70 лет, тот факт, что пропущенный срок в обще составил несколько недель, принимая во внимание сроки связанные с почтовым извещением ранее принятых по ее заявлению процессуальных решений и ее ссылку на не получение изначально определения об оставлении без движения административного иска, суд находит причину пропуска срока уважительно и необходимости ее восстановить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Ветковой Тамаре Алексеевне срок подачи по настоящему административному делу административного искового заявления к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий.

Удовлетворить административные исковые требования Ветковой Тамары Алексеевны к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Признать незаконными действия администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в отказе Ветковой Тамаре Алексеевне в разработке <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины».

Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики устранить нарушения прав и законных интересов административного истца разработав в течение 1 (одного) месяца градостроительный план земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м, распложенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «магазины», и сообщить об исполнении настоящего решения суда лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 7 октября 2019 г.

Председательствующий по делу судья        подпись     Н.Ю. Дотдаев

Копия верна: судья                         Н.Ю. Дотдаев

2а-507/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация Зеленчукского мунципального района
Веткова Т.А.
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
04.09.2019Регистрация административного искового заявления
04.09.2019Передача материалов судье
05.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.09.2019Предварительное судебное заседание
14.10.2019Регистрация административного искового заявления
14.10.2019Передача материалов судье
14.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.10.2019Предварительное судебное заседание
14.10.2019Судебное заседание
10.11.2019Регистрация административного искового заявления
10.11.2019Передача материалов судье
10.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2019Предварительное судебное заседание
10.11.2019Судебное заседание
10.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее