44RS0001-01-2020-000306-32
№ 2а-1561/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя административного истца Баукиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к Зимнякову Е.П. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что Зимняков Е.П. <дата> г.р., уроженец <адрес> является плательщиком земельного налога и имеет в собственности следующие земельные участки: <адрес> <дата> по настоящее время; <адрес>, с <дата> по <дата>. Налогоплательщику начислен земельный налог за 2016 год по сроку уплаты до <дата> в размере 130711 рублей, который в установленный срок не уплачен. За неуплату земельного налога за 2016 год начислены пени в сумме 431,35 рубль, которые вошли в требование № от <дата>. Ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и имеет в собственности следующие объекты недвижимости: квартира по адресу: <адрес>; здание по адресу: <адрес>. Ответчику начислен налог на имущество за 2016 год в размере 131955 рублей. В адрес ответчика через его личный кабинет направлено требование об уплате задолженности по налогу, пени от <дата> №, от <дата> №. До настоящего времени задолженности по налогу и пени ответчиком не уплачены. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ № отменен определением мирового судьи от <дата>. Определение об отмене судебного приказа от <дата> поступило в налоговый орган <дата>. На основании изложенного истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок подачи административного искового заявления, взыскать с ответчика задолженность по налогу и пеням в общей сумме 263097,35 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Баукина М.О. исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Зимняков Е.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).
Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением Думы города Костромы от 20.10.2005 №84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» (в редакции, действовавшей в 2016 году), установлена ставка по земельному налогу в размере 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. ст. 405, 406 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из материалов дела, в собственности Зимнякова Е.П. находились земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, с кадастровым номером № с <дата> по <дата>; <адрес>, кадастровый № с <дата> по <дата>.
В собственности Зимнякова Е.П. также находилось здание по адресу: <адрес>, кадастровый № с<дата> по <дата>; здание по адресу: <адрес>, кадастровый № с <дата> по <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от <дата> и ответчиком не оспаривались.
Из материалов дела следует, что Зимняков Е.П. являлся индивидуальным предпринимателем, в его отношении определением Арбитражного суда Костромской области от 13.02.2017 по делу №А31-6538/2016 введена процедура реструктуризации долгов.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.07.2017 по делу №А31-6538/2016 ИП Зимняков Е.П. признан несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев.
До настоящего времени процедура банкротства не завершена,
Согласно п. 5 ст. 213 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 данного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как следует из материалов дела, Зимнякову Е.П. начислен земельный налог за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 11922 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 118789 рублей.
Зимнякову Е.П. также начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в отношении здания с кадастровым номером № в размере 14681 рубль, в отношении здания с кадастровым номером № в размере 117274 рубля.
В адрес Зимнякова Е.П. налоговым органом направлялось налоговое уведомление № от <дата> об уплате вышеуказанных налогов в срок до <дата>.
В связи с неуплатной земельного налога за 2016 год в установленный срок Зимнякову Е.П. начислены пени в размере 431,35 рубль за период с <дата> по <дата>.
В адрес Зимнякова Е.П. налоговым органом направлялись требования № от <дата>, № от <дата> об уплате недоимок по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней.
По заявлению ИФНС по г. Костроме мировым судьей судебного участка №30 Красносельского судебного района Костромской области <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с Зимнякова Е.П. задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, пени в сумме 374887,38 рублей, из которых – налог на имущество 214888 рублей, пени 15636,97 рублей, земельный налог 130711 рублей, пени 13651,41 рубль.
Определением мирового судьи судебного участка №30 Красносельского судебного района Костромской области от <дата> судебный приказ № от <дата> отменен в связи с поступившими возражениями Зимнякова Е.П.
До настоящего времени задолженность по налогу на имущество на имущество физических лиц, земельному налогу и пеням Зимняковым Е.П. не погашена, доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.
Учитывая, что обязанность Зимнякова Е.П. по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год сложилась после признания Зимнякова Е.П. несостоятельным (банкротом) и за рамками процедуры банкротства, указанные обязательные платежи не подлежали погашению за счет конкурсной массы, суд находит исковые требования ИФНС России по г. Костроме обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представленный истцом расчет налога и пеней судом проверен, соответствует требованиям налогового законодательства, является арифметически верным, ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не оспорен.
Разрешая ходатайство ИФНС России по г. Кострома о восстановлении процессуального срока на подачу искового заявления, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Как следует из материалов дела, определение мирового судьи судебного участка №30 Красносельского судебного района Костромской области от <дата> об отмене судебного приказа № направлено в адрес ИФНС России по г. Костроме <дата>, получено налоговым органом <дата>, что подтверждается копией почтового конверта, отметкой о получении почтовой корреспонденции с входящим №.
ИФНС России по г. Костроме обратилось в суд с настоящим иском <дата>, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Свердловского районного суда г. Костромы №.
Учитывая, что определение мирового судьи об отмене судебного приказа направлено в адрес налогового органа за пределами процессуального срока, установленного ст. 48 НК РФ, суд находит ходатайство ИФНС России по г. Костроме о восстановлении процессуального срока обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5831 рубль.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 130711 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 131955 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 431 ░░░░░ 35 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 263097 (░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 35 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5831 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░