Дело № 2-60/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года р.п. Москаленки Омской области
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Янович Д.Н.,
при секретаре Касьянчук А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - автомобильную дорогу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - автомобильную дорогу.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес> была принята на учет под номером № как бесхозяйный объект, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Фактически объектом недвижимого имущества в настоящее время никто не владеет. Объект недвижимого имущества признан бесхозяйным решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Иные собственники не известны, третьи лица права не заявляли. Споры о праве отсутствуют. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто прав на данный объект не заявил.
Представитель заявителя - Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО3 в судебном заседание заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что дорога строилась в ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ни кто не оформил.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, в деле имеется отзыв. Не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, изучив заявление и приложенные к нему материалы, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом, согласно статье 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Избрание судебного способа защиты и выбор процессуальной формы обращения в суд являются правом заинтересованного лица. Однако реализация данного права безусловную обязанность суда по защите заявленного заинтересованным лицом интереса не предопределяет. При этом, избрание заявителем той иной процессуальной формы обращения в суд свободным усмотрением не является, ограничено требованиями процессуального закона, как о форме обращения, так и о содержании заявленного требования.
Рассмотрение гражданского дела в порядке особого производства (подраздел IV ГПК РФ) является одной из возможных процессуальных форм судебной защиты. Средством правовой защиты является заявление.
К числу дел, рассматриваемых в порядке особого производства (подраздел IV ГПК РФ), статьей 262 ГПК РФ отнесены дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (глава 33 ГПК РФ).
Правовая сущность данной категории дел заключается в определении и подтверждении судом в отношении недвижимых вещей их бесхозяйного статуса с целью признания за заявителем права собственности на них.
В отношении бесхозяйного недвижимого имущества судебное решение по данной категории дел является юридическим фактом, выступающим в качестве элемента юридического состава, влекущего возникновение права собственности муниципального образования на недвижимую вещь.
Таким образом, толкуя положения материального закона, суд исходит из того, что признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства возможно исключительно при отсутствии сомнений в правовой квалификации такого имущества в качестве объекта гражданских прав, введенного в гражданский оборот с соблюдением требований законодательства.
По правилу, установленному статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. Одним из способов пополнения муниципальной казны является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.
Оформление права собственности на бесхозяйные автомобильные дороги в границах городского поселения необходимо для обеспечения осуществления Администрацией Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог.
Нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог, препятствует осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, а также создает препятствие при применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным действующим законодательством правилам и стандартам.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога, это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 1.1, 5 и 6 части 1 ст. 13 указанного Федерального закона, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 года № 767, отнесение автомобильных дорог к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на спорную автомобильную дорогу, расположенную в пределах границ Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области и предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дороги.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 1, 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч. 2 ст. 290 ГПК РФ).
В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника (ч. 2 ст. 291 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, которое предоставлено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области установлено, что на автомобильную дорогу, кадастровый номер №, адрес: <адрес> правопритязания отсутствуют, сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества нет.
Справками №, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые выданы Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» установлено, что автомобильная дорога: <адрес>, право собственности не зарегистрировано, под арестом, запретом и другим обременением не состоит.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, протяженность – <данные изъяты> м., правообладатель не установлен.
Вид, номер и дата государственной регистрации: бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющий собственника или собственник которого не известен, №, ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ №, которое предоставлено Министерством имущественных отношений Омской области, от ДД.ММ.ГГГГ № № Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ТУ Росимущества в Омской области), от ДД.ММ.ГГГГ № комитета по экономической политике и управлению муниципальным имуществом администрации Москаленского муниципального района Омской области, автомобильная дорога с кадастровым номером № в Едином банке данных объектов собственности Омской области, в реестре федерального имущества и в реестре муниципальной собственности Москаленского муниципального района Омской области не значится.
Поскольку в ходе судебного заседания установлено, что объект недвижимого имущества: автомобильная дорога, с кадастровым №, расположенная по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, принята на регистрационный учет как бесхозяйное имущество ДД.ММ.ГГГГ, то есть более одного года назад, притязаний по поводу права собственности на данный объект недвижимости не имеется, суд считает возможным признать за Москаленским городским поселением Москаленского муниципального района Омской области право муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу.
Руководствуясь статьей 225 ГК РФ, статьями 194-199, 262, 290-293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества автомобильную дорогу.
Признать право собственности за муниципальным образованием - Москаленским городским поселением Москаленского муниципального района Омской области на объект недвижимости: автомобильную дорогу с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, протяженность <данные изъяты> метров.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись Д.Н.Янович
«_____»_________________20_____ г.