Решение по делу № 2а-82/2019 от 29.03.2019

Дело № 2а-82/2019 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2019 года село Тарумовка

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Заишниковой Л. В.,

при секретаре – Алиевой Л. И.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Тарумовского района РД – Усманова Р. Р.,

представителя административного ответчика - администрации МР «Тарумовский район» РД – Д.М.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» РД о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Тарумовского района Республики Дагестан в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МР «Тарумовский район» РД о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере безопасности дорожного движения, указав, что прокуратурой Тарумовского района проведена совместная проверка с государственным инспектором отдела дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Тарумовскому району в сфере законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения (ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ). В ходе проверки установлено, что в нарушение ГОСТ-р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части дороги по <адрес> в результате износа дорожного покрытия образовались выбоины (ямочность), затрудняющие движение транспортных средств, а местами отсутствует дорожное полотно. Указанные нарушения подтверждаются фото-таблицей поврежденного участка дороги и актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц).

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманов Р. Р. административное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем.

    Просит признать бездействие администрации МР «Тарумовский район» РД незаконным; обязать администрацию МР «Тарумовский район» РД принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести в соответствие ГОСТ дорожное полотно на проезжей части дороги по <адрес> РД.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации МР «Тарумовский район» РД – Д.М.М. административный иск прокурора не признал и просил отказать в удовлетворении административного иска, представив письменные возражения, из которых усматривается следующее.

В соответствии с ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

    - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

    - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

    - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 указанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утверждаемых в установленном порядке.

По состоянию на 08.04.2019 года вопрос о передаче полномочий бюджетам сельских поселений в сфере организации дорожной деятельности на 2019 год находится на стадии разработки и остается не завершенным. Информация по этому поводу уже представлялась в прокуратуру Тарумовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МР «Тарумовский район» РД вправе принимать решение о передаче или расторжения соглашений с местными муниципалитетами. В ближайшее время на очередной сессии районного собрания депутатов будет решен вопрос о передаче указанных полномочий.

Из письма начальника финансового отдела МР «Тарумовский район» РД З.Н.А. усматривается, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности с 2015 года по 2018 год исполнялись бюджетами сельских поселений. Кассовые расходы бюджетов сельских поселений по дорожной деятельности составили: (тыс. рублей) 2015 г. - 14191,5; 2016 г. - 12593,2; 2017 г. - 11597,1; 2018 г. - 11433,7.

Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Тарумовского района РД подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом исследованы:

- акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо и. о. главы администрации МР «Тарумовский район» РД К.Г.М. прокурору Тарумовского района от ДД.ММ.ГГГГ , из которого усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о передаче полномочий бюджетам сельских поселений в сфере организации дорожной деятельности и передачи полномочий на 2019 год остается не завершенным. Вопрос будет решен на очередной сессии районного собрания депутатов;- письмо начальника финансового отдела МР «Тарумовский район» РД З.Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности с 2015 года по 2018 год исполнялись бюджетами сельских поселений. Кассовые расходы бюджетов сельских поселений по дорожной деятельности составили: (тыс. рублей) 2015 г. - 14191,5; 2016 г. - 12593,2; 2017 г. - 11597,1; 2018 г. - 11433,7;

- копия фотографии проезжей части дороги по <адрес> РД.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения, скоростью.

Дорожное покрытие должно быть ровным (п. 3.1.3 ГОСТ).

Очистка покрытия от загрязнений должна происходить в течение 5 суток, при повышении шероховатости дорожного покрытия время, необходимое для выполнения работ, должно составлять не более 15 суток (п. 3.1.5 ГОСТ).

Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог.

Статья 21 приведенного Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с этим по информации, представленной МР «Тарумовский район» РД соглашения о передаче отдельных полномочий сельским поселениям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией района не заключены.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожной деятельностью признается, деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог.

Исходя из п.п. 3 и 9 ч. 1 ст. 5 приведенного Федерального закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог закреплена в Приказе Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» РД о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере безопасности дорожного движения признать обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Тарумовского района РД Морозова В. Н. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» РД о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере безопасности дорожного движения - удовлетворить.

    Признать бездействие администрации МР «Тарумовский район» РД незаконным и обязать администрацию МР «Тарумовский район» РД принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести в соответствие ГОСТ дорожное полотно на проезжей части дороги по <адрес> РД.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий Л. В. Заишникова

Отпечатано в совещательной комнате

2а-82/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тарумовского района РД
Ответчики
Администрация МР "Тарумовский район" РД
Суд
Тарумовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Заишникова Любовь Владимировна
Дело на странице суда
tarumovskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Подготовка дела (собеседование)
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее