Дело № 2а-3423/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Ю.В. Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГРА к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании решения незаконным,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца ГРА, по паспорту,
от административного ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – МАС, по доверенности (л.д. 48),
иные лица не явились, сведения об извещении имеются,
У С Т А Н О В И Л:
ГРА обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании решения незаконным.
В обоснование указал, что он является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник» в Октябрьском административном округе г. Омска владея садовым земельным участком № площадью <данные изъяты> кв м.
Реализуя свое право на приобретение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику. К заявлению были приложены документы: копия паспорта, копия протокола общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 03 мая 2017 года ему было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка № в садоводческом некоммерческом товариществе «Железнодорожник» в Октябрьском административном округе г. Омска.
Просит признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка № площадью <данные изъяты> кв м в садоводческом некоммерческом товариществе «Железнодорожник» в Октябрьском АО г. Омска. Возложить обязанность на Департамента имущественных отношений Администрации города Омска предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок № площадью <данные изъяты> кв м в садоводческом некоммерческом товариществе «Железнодорожник» в Октябрьском АО г. Омска.
В судебном заседании административный истец ГРА. полностью поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика МАС. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 53-56). Пояснила, что земельный участок, право на который просит признать ГРА. находится на землях лесного фонда, в связи с чем предоставление данного земельного участка административному истцу невозможна.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно Решению Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" департамент от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества.
Согласно п. 16 названного Решения, основными целями департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска; защита имущественных интересов муниципального образования город Омск. Департамент, согласно своих полномочий, осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления города Омска и других нормативных правовых актов в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции.
К функциям департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление защиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначе6нию, сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска.
Статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлены полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений к которым, в том числе, относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра; установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
31.08.2015 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №305 внесены изменения в приложение к приказу Рослесхоза от 02.05.2012 N 180 "Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ". Данным актом сведения о границах Омского лесопарка, расположенного на землях населенного пункта город Омск были изменены.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями которой осуществляется предоставление в собственность земельных участков в садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Из ст. 23 ЛК РФ следует, что количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ.
Все лесные участки, входящие в состав Омского лесопарка, в соответствии со ст. 10,12, 102 ЛК РФ отнесены по целевому назначению к защитным лесам и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Ст.71,72 ЛК РФ предусматривают порядок предоставления гражданам лесных участков в аренду для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу ч.2, п. 1 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, что ограничивает их предоставление в частную собственность.
Из материалов дела следует, что ГРА. был принят в члены СНТ «Железнодорожник» и за ним закреплен земельный участок № площадью <данные изъяты> кв м, расположенный на аллее № (л.д.7,8).
ДД.ММ.ГГГГ ГРА обратился в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории г. Омска (л.д.9-10).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ в предоставлении спорного земельного участка ГРА. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельных участков, составляющих территорию Омского лесопарка, отнесены по целевому назначению к защитным лесам, и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, прироохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ст.10,12, 102 ЛК РФ) (л.д. 13-14).
Обращаясь в суд с административным иском ГРА. ссылался, в частности, на решение Арбитражного суда Омской области от 30.04.2014 по делу № А46-1850/2014, которым было признано недействительным постановление Администрации г. Омска от 12.03.2014 № 244-п и решение того же суда от 22.05.2015 по делу № А46-974/2015, которым были признаны незаконными действия административного ответчика, направленные на формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:156494.
В то же время после вынесения данных судебных актов 31 августа 2015 года Приказом №305 внесены изменения в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02 мая 2012 года №180 «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении границ» из которого следует, что спорный земельный участок расположен в границах лесопарка (л.д.68-69).
В составе земельного участка, выделенного СНТ «Железнодорожник» имеются лесные участки городского леса, а именно квартал №. Из схемы расположения земельных участков кадастровый квартал № видно, что спорный земельный участок расположен в квартале 47, который является лесным участком городского леса (л.д.57).
Сведений об обратном суду представлено не было. Доказательств опровергающх объяснения административного ответчик, равно как и схему расположения земельного участка (л.д. 57) административный истец суду не представил.
Правом на назначение по делу экспертизы ГРА не воспользовался, не смотря на то, что ему такое право разъяснялось.
Оценивая приведенные выше нормы закона, фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку письмо от административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № соответствует нормам действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по делу суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ГРА отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.М.Сафронов
В окончательной форме решение изготовлено 19 сентября 2017 года