УИД 66RS0015-01-2019-000401-88 Дело № 2-403/2019.
Решение изготовлено 19.04.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вознюка А.Ю. при секретаре судебного заседания Горюновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области к Воробьева М.Ю. о взыскании денежных средств за счет наследственного имущества,
Установил:
Истец Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области обратилось в Асбестовский городской суд с исковым заявлением к Воробьева М.Ю. о взыскании денежных средств за счет наследственного имущества, указав, что сын истца, приходящийся сыном ответчику, с *Дата* г. являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии. Получателем указанных выплат сын истца являлся в связи с тем, что он обучался в высшем образовательном учреждении. Как указал истец, *Дата* истцу стало известно, что еще *Дата* сын истца отчислен из образовательного учреждения, в связи с чем у сын истца наступила утрата права на назначенную ему пенсию по случаю потери кормильца.
По мнению истца, в результате несообщения сын истца о своем отчислении из образовательного учреждения, сын истца незаконно производились перечисления социальных доплат, в связи с чем причинен материальный ущерб истцу в размере рублей, из которых пенсия по случаю потери кормильца – рублей, федеральная социальная доплата – рублей.
В связи с тем, что сын истца умер *Дата*, материальный ущерб подлежит возмещению лицом, принявшим наследство после смерти сын истца, то есть его матерью Воробьева М.Ю.
Истец просит суд взыскать с ответчика Воробьева М.Ю. в свою пользу денежные средства в размере рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик Воробьева М.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, письменного мнения суду не представила.
Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым пенсионерам, размер пенсии которых не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту пребывания, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.
Указанное выше правило, в частности, закреплено в ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с пп. 1 п. 2. ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Аналогичная норма содержится в пп. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Как установлено в судебном заседании, *Дата* в связи с обучением на очном отделении наиеменование учебного заведения сын истца обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. При этом, сын истца взял на себя обязательство, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, сообщать об этом в Управление Пенсионного фонда /л.д. 7-10, 11-13/.
Решением Управление Пенсионного фонда в городе Асбесте от *Дата* сын истца назначена социальная пенсия на период *Дата* /л.д. 15/. Также установлена сын истца федеральная социальная доплата к пенсии с *Дата* /л.д. 16/.
Из письма ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» от *Дата* следует, что приказом от *Дата* *Номер* сын истца отчислен из учебного заведения с *Дата* /л.д. 20/.
Вышеуказанное обстоятельство явилось основанием для принятия истцом решения от *Дата* о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, федеральной социальной доплаты к пенсии с *Дата*, установленных сын истца /л.д. 21/.
Расчетом переплаты пенсии от *Дата* установлен размер излишне выплаченной сын истца суммы социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере рублей, образовавшейся за период *Дата* в связи с нарушением получателем сын истца требований п. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой получатель пенсии обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты /л.д. 23/.
В силу ч. 4 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на получателя пенсии, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
Учитывая, что сын истца не сообщил об обстоятельствах, лишающих его права на получение пенсии, то применительно к п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные им денежные суммы пенсионного обеспечения за спорный период являются его неосновательным обогащением, которые он в силу положений ст. 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить.
Согласно расчету Управления Пенсионного фонда в городе Асбесте, приложенного к иску, сумма переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии за период с *Дата* составляет рублей /л.д. 6/. Поступление указанных сумм на счет сын истца подтверждено выписками по счету.
Указанный расчет суммы иска проверен судом, является верным и соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям действующего законодательства не противоречит.
Из свидетельства о смерти *Номер* от *Дата* следует, что получатель пенсии сын истца умер *Дата* /л.д. 28/.
Согласно п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из материалов наследственного дела после смерти сын истца следует, что наследство после смерти сын истца приняла его мать Воробьева М.Ю. В частности, ответчиком принято наследственное имуществе в виде доли в праве собственности на квартиру, кадастровой стоимостью 1 рублей. Следовательно, размер принятого ответчиком наследственного имущества не превышает размер долга наследодателя.
Суд, принимая во внимание факт принятия Воробьева М.Ю. наследства после смерти сына сын истца, отсутствие иных наследников, а также установление в судебном заседании факта незаконного получения сын истца сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, находит возможным удовлетворение заявленных исковых требований. Взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма переплаты сын истца пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии за период с *Дата* в размере рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при подаче иска понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме рублей /л.д. 32/, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области удовлетворить.
Взыскать с Воробьева М.Ю. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области сумму переплаты пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере рублей.
Взыскать с Воробьева М.Ю. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья А.Ю. Вознюк