Решение по делу № 2а-4424/2019 от 10.09.2019

Дело № 2а-4424/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Платоновой Н.М.,

при секретаре Тимофеевой Е.И.,

29 ноября 2019 года рассмотрев, в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области к Коневой Л.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период с "."..г. по "."..г. в размере 776 рублей 47 копеек. В обоснование иска указав, что административный ответчик является владельцем объектами налогообложения – иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> (кадастровый №...); здание по адресу: <адрес>А (кадастровый №...); квартира по адресу: <адрес> (кадастровый №...); здание, строение, сооружение по адресу: <адрес>Б (кадастровый №...уу5:000000:55518); квартира по адресу: <адрес> (кадастровый №...). Кроме того, Конева Л.В. обладает объектами налогообложения – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>,16 (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>8 (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>8 (кадастровый №...). В отношении указанных объектов налогообложения выставлялись требования об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год; сума налога на имущество физических лиц была уплачена Коневой Л.В. своевременно, однако земельный налог уплачен несвоевременно, в связи с чем ответчику были начислены пени в размере 776 рублей 47 копеек. Указанная задолженность по пени до настоящего времени Коневой Л.В. не погашена. Кроме того, ИФНС России по <адрес> просит восстановить срок для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> Максименко О.А. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на удовлетворении по основаниям, изложенным в иске. Также просила восстановить срок для подачи административного иска, поскольку только "."..г.9 года Инспекции стало известно об отмене мировым судьей судебного участка №<адрес> судебного приказа №... от "."..г. о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 года и пени, при этом копию определения об отмене судебного приказа Инспекция получила только "."..г.. не оспаривала факта оплаты ответчиком задолженности в размере указанном в иске, однако указала, что данная оплата была учтена ИФНС при погашении задолженности за иной период.

Административный ответчик Конева Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ИФНС России по <адрес>, поскольку задолженность ею погашена в полном объеме после предъявления иска. После получения иска она обратилась в ИФНС России по <адрес>, где ей было выдано требование об уплате пени в размере 776 рублей 47 копеек, которые оплатила "."..г. в период рассмотрения дела. Не согласна с позицией представителя истца относительно того, что данные оплаченные ею суммы зачтены в счет задолженности по налогу за другой период. Ею исполнены требования по настоящему иску.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность заявленных исковых требований, суд исследовав письменные материалы дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В силу положений статей 44, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

По правилам ст. 75 НК РФ: 1 Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ, срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

На основании п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

Решением Волжской городской Думы от 28 ноября 2014г. N103-ВГД «О принятии положения о налоге на имущество физических лиц на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области» (ред. от 31.05.2016 года) установлен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В силу п.1.1, 1.2. указанного решения налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Административный ответчик Конева Л.В. согласно ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога с физических лиц.

Кроме того Конева Л.В. согласно ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога с физических лиц.

Из материалов дела также усматривается, что Конева Л.В. являлась владельцем объектами налогообложения – иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> (кадастровый №...); здание по адресу: <адрес>А (кадастровый №...); квартира по адресу: <адрес> (кадастровый №...); здание, строение, сооружение по адресу: <адрес>Б (кадастровый №...); квартира по адресу: <адрес> (кадастровый №...).

Кроме того, Конева Л.В. являлась обладателем земельных участков по адресу: <адрес>А (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>,16 (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>8 (кадастровый №...); земельный участок по адресу: <адрес>8 (кадастровый №...), на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно налоговому уведомлению №... от "."..г. Коневой Л.В. был начислен земельный налог за "."..г. год в общей сумме 40162 рубля, начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 59971 рубль.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 52 НК РФ, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговой орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Таким образом, судом установлено, что Коневой Л.В. начислен земельный налог за 2015 год в размере 40162 рубля, а также налог на имущество физических лиц за 2015 год – 59971 рубль.

В соответствии п.2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него задолженности.

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 ст.70 НК РФ.

Поскольку в срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога административным ответчиком в полном объеме оплата не произведена, инспекцией выставлено требование №... об уплате земельного налога и пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на "."..г., с предложением в добровольном порядке погасить задолженность в срок до "."..г.; требование №... об уплате налога на имущество физических лиц и пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на "."..г., с предложением в добровольном порядке погасить задолженность в срок до "."..г.

"."..г. мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц (в границах городских округов) за 2015 год в размере 59924 рубля, пени в размере 530 рублей 33 копейки, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 776 рублей 47 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от "."..г. судебный приказ о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц (в границах городских округов) за 2015 год в размере 59924 рубля, пени в размере 530 рублей 33 копейки, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 776 рублей 47 копеек был отменен, в связи с возражениями ответчика Коневой Л.В. относительно исполнения судебного приказа.

Таким образом, оценив по правилам ст. ст. 60, 61, 70 КАС РФ представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что в налоговый период 2015 года административному ответчику принадлежали на праве собственности земельные участки, квартиры, здания и сооружения, являющиеся объектом налогообложения. Налоговым органом соблюден порядок принудительного взыскания названной недоимки. Указание в требовании и уведомлении на необходимость уплаты налога, начисленного на транспортное средство, прав административного ответчика не нарушает.

Из приложенных к административному иску письменных материалов следует, что Коневой Л.В. была произведена оплата по налогу на имущество физических лиц (в границах городских округов) за 2015 год в размере 59924 рубля, а также пени в размере 530 рублей 33 копейки. При этом оплата пени по земельному налогу за 2015 год в размере 776 рублей 47 копеек Коневой Л.В. не была произведена, что послужило основанием для обращения в суд ИФНС по <адрес>.

Следовательно, ИФНС России по <адрес> обоснованно предъявило в суд настоящий административный иск о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период с "."..г. по "."..г. в размере 776 рублей 47 копеек.

Однако, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по <адрес>, поскольку налогоплательщиком Коневой Л.В. "."..г., после предъявления настоящего иска, с целью добровольного удовлетворения требования административного истца, погашена (оплачена) задолженность по заявленным ИФНС административным исковым требованиям в полном объеме, что следует из копий кассового чека от "."..г..

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 45 НК Российской Федерации, учитывая, что задолженность по пени по земельному налогу погашена, суд приходит к выводу об отказе ИФНС России по <адрес> в удовлетворении административных исковых требованиях.

При этом, суд отклоняет довод административного истца о том, что в квитанции отсутствует указание на назначение платежа, позволяющих определить период, за который произведена оплата, так как Конева Л.В. представила в суд квитанцию об уплате денежных средств, ссылаясь на то, что данные документы подтверждают уплату задолженности по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период с "."..г. по "."..г. в размере 776 рублей 47 копеек. После внесения денежных сумм, Банком выдана квитанция, при этом в квитанции указан индекс документа, на основании которого произведена оплата, а также назначение платежа, что позволяет налоговому органу учесть поступившие суммы в качестве пени. При этом квитанции не заполняются налогоплательщиком, какие-либо изменения в указанную в них информацию плательщик не имеет возможности внести.

При таких обстоятельствах, нельзя признать обоснованным довод административного истца о том, что факт уплаты задолженности по пени по земельному налогу за 2015 год в размере 776 рублей 47 копеек Коневой Л.В. не доказан.

Проверяя доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 1 статьи 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Как установлено в судебном заседании, "."..г. мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №...а-72-1529/2017 о взыскании с Коневой Л.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц (в границах городских округов) за 2015 год в размере 59924 рубля, пени в размере 530 рублей 33 копейки, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 776 рублей 47 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. судебный приказ №...а-72-1529/2016 от "."..г. отменен в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями Коневой Л.В.

Сведений о получении административным истцом копии определения об отмене судебного приказа от "."..г., материалы дела не содержат.

Из копии сопроводительного письма от "."..г. следует, что копия определения от "."..г. об отмене судебного приказа в отношении Коневой Л.В. поступила в адрес ИФНС России по <адрес> повторно "."..г., однако не указана дата первоначального направления.

С настоящим административным исковым ИФНС России по <адрес> обратилась в суд общей юрисдикции "."..г..

При таких обстоятельствах, суд признает уважительной причину пропуска административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением к Коневой Л.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, а срок подлежащим восстановлению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 292-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ИФНС России по <адрес> срок для обращения в суд с иском к Коневой Л.В. о взыскании пени за период с "."..г. по "."..г..

В удовлетворении требований ИФНС России по <адрес> к Коневой Л.В. о взыскании пени по земельному налогу за период с "."..г. по "."..г. в размере 776 рублей 47 копеек – ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г..

Судья:

2а-4424/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Волжскому
Ответчики
Конева Людмила Васильевна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Платонова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
vol.vol.sudrf.ru
10.09.2019Регистрация административного искового заявления
10.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019Подготовка дела (собеседование)
30.03.2020Регистрация административного искового заявления
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Подготовка дела (собеседование)
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее