Дело №2-396
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Мантурово 20 ноября 2017 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Изюмова В.В.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Ларионовой Е.А.,
при секретаре Смирновой О.Н.,
рассмотрев исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении,
У С Т А Н О В И Л :
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах Российской федерации и неопределённого круга лиц к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности совершить действия по созданию запаса топлива, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями. В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о теплоснабжении, выразившиеся в не создании нормативных запасов топлива на котельной №33, обслуживаемой ООО «Теплосрвис», которая является теплоисточником для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы г.о.г. Мантурово Костромской области. Теплоснабжающая организация до начала отопительного сезона обязана создать нормативный эксплуатационный запас жидкого топлива для обеспечения бесперебойной работы котельных в объеме не менее 30-суточной потребности, а на котельных, отапливающих жилищный фонд не ниже 70% потребности отопительного сезона. Проверкой установлено, что на котельной №33 г.о.г.Мантурово запас жидкого топлива составляет 334 тонны. Отсутствие нормативного запаса топлива на котельной может явиться причиной прекращения подачи тепла в квартиры потребителей и на объекты социального назначения и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, которые в период отопительного сезона 2017 - 2018 годы должны быть обеспечены услугой теплоснабжения надлежащего качества. Прокурор просил обязать ООО «Теплосервис» обеспечить на котельной №33 г.о.г.Мантурово запас жидкого топлива в количестве 70% потребности в отопительном сезоне.
В ходе рассмотрения дела помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е.А. приобщила заявление прокурора об изменении исковых требований, просила обязать ООО «Теплосервис» в срок до 01.01.2018 года обеспечить запас жидкого топлива на котельной №33, расположенной в г.о.г.Мантурово Костромской области, в объеме не менее неснижаемого нормативного запаса на 5 суток и нормативного эксплуатационного запаса на 30 суток и обеспечивать данные запасы топлива в течение отопительного периода на территории г.о.г.Мантурово. Неснижаемый запас определен с учетом поставки автомобильным транспортом в количестве 5 суток, т.к. поставщик с которым у ответчика заключен договор на поставку мазута железнодорожным транспортом не выполняет свои обязательства и поставка мазута осуществляется автомобильным транспортом.
Представитель ответчика ООО «Теплосервис» Волощенко А.И. с иском не согласилась, пояснила, что в пользовании предприятия находится котельная №33 в г.Мантурово, которая работает на жидком топливе (мазут). Договора на поставку мазута заключены, мазут по мере необходимости поступает. У общества заключен договор на поставку мазута с ООО «Аккорд» железнодорожным транспортом. Однако указанный поставщик не исполняет свои обязанности и поэтому был заключен договор на поставку мазута с другим поставщиками, где поставка осуществляется в основном автомобильным транспортом. В связи с чем на котельных постоянно имеется неснижаемый запас топлива, позволяющий обеспечить бесперебойную подачу тепла, поэтому ни каких срывов в отопительном сезоне не может быть. Кроме того и первоначальный поставщик сообщил, что в ближайшее время поставку будут осуществляться и железнодорожным транспортом. Эксплуатационного запаса топлива на котельной не имеется. Однако хотя этот запас и предусмотрен приказом Минэнерго, но и без него общество может обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителей при наличии неснижаемого запаса топлива. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Третье лицо - администрация г.о.г.Мантурово представителя в судебное заседание не направили, согласно представленного факсимильной связью отзыва, просят рассмотреть дело без участия их представителя, решение вынести на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора обусловлено несоблюдением требований законодательства о теплоснабжении, которое может явиться причиной прекращения подачи тепла в квартиры потребителей и на объекты социального назначения, и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, поэтому обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованно, в рамках его полномочий.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные его ст. ст. 539 - 547, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, ответчик ООО «Теплосервис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 1 ноября 2006 года, основным видом деятельности общества является обеспечение работоспособности котельных, дополнительным производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха. Согласно Устава общества, предметом деятельности является обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей, производство, передача и распределение пара и горячей воды, сбор, очистка и распределение воды и др. (л.д.10-24, 101-107).
На основании договора о передаче в пользование недвижимого муниципального имущества и оборудования от 17 декабря 2016 года Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о.г.Мантурово передало во временное пользование ООО «Теплосервис» здание котельной №33 с оборудованием, теплотрассу микрорайона Юбилейный (л.д.58-65).
Согласно Распоряжения Администрации Костромской области №89-ра от 29 мая 2017 года «О подготовке объектов жизнеобеспечения Костромской области к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов», главам муниципальных образований Костромской области рекомендовано при подготовке к предстоящему отопительному периоду 2017-2018 годов организовать закупку топлива для прохождения отопительного периода 2017-2018 годов, завершить в срок до 1 октября 2017 года формирование общего нормативного запаса топлива на котельных муниципальных учреждений и теплоснабжающих организаций в соответствии с приказами Министрества энергетики РФ от 10 августа 2012 года №377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», от 22 августа 2013 года №469 «Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В соответствии с ч.5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Таким образом, обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива частью 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении, пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что ООО «Теплосервис», обязано обеспечить бесперебойное теплоснабжение в жилищно-коммунальные и социально-культурные сферы в отопительный период 2017-2018 годов. Также установлено, что ООО «Теплосервис» в своей работе использует жидкое топливо – мазут.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно п. п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пунктам 20 и 21 указанных Правил количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, жидкое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом составляет 10 суток, автотранспортом 5 суток. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 30 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения.
Согласно представленного ООО «Теплосервис» расчета объема топлива на отопительный сезон 2017-2018 г.г. следует, что по котельной №33 требуется 6250 тонн мазута (л.д.37).
Неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) на отопительный сезон 2017-2018 г.г. по котельной составляет: 336 тонн, при доставке топлива железнодорожным транспортом, неснижаемый эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) по котельной составляет – 981 тонна (л.д.36).
Обществом представлены договора поставки топочного мазута от 21 сентября 2017 года, а также транспортные накладные на поступление мазута, однако, поставленные объемы запаса топлива, не формируют основного нормативного запаса топлива (л.д.38-5, 78-100). Из представленных документов также усматривается, что поставка топлива ООО «Теплосервис» осуществляется автотранспортом. Ответчиком не оспаривается факт отсутствия на предприятии необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива по котельной, находящейся в их пользовании.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно справки об объеме запаса топлива на 20 ноября 2017 года на котельной ответчика запас топлива составляет 676 тонн. Нормативный неснижаемый запас топлива при поставке железнодорожным транспортом согласно расчета должен быть 336 тонн и при поставке автомобильным транспортом 168 тонн. Нормативный эксплуатационный запас должен быть 981 тонна. Ответчиком данные требования не выполняются.
Таким образом, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени ответчиком не обеспечен запас топлива, обеспечивающий бесперебойную подачу теплоносителя в течение всего отопительного периода 2017-2018 г.г., что влечен за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан – потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, а поэтому требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. При определении неснижаемого запаса топлива суд согласен с доводами прокурора о 5 суточном запасе топлива, т.к. хотя с основным поставщиком заключен договор на поставку топлива железнодорожным транспортом, однако поставщик не исполняет условия договора и поставки топлива осуществляются другими поставщиками автомобильным транспортом.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Теплосервис», удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» в срок до 01.01.2018 года обеспечить запас жидкого топлива на котельной №33 расположенной на территории городского округа г.Мантурово Костромской области, в объеме не менее неснижаемого нормативного запаса на 5 суток и нормативного эксплуатационного запаса на 30 суток и обеспечивать данные запасы топлива в течение отопительного периода 2017-2018 г.г.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей (Банк получателя УФК по Костромской области (ИФНС №3 по Костромской области) КПП 440401001, р/счет №40101810700000010006 в Отделение Кострома, г.Кострома, БИК 043469001, КБК 18210803010011000110, код ОКТМО 34714000).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Изюмов В.В.