Гражданское дело № 2-1664\2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года Краснодарский край г.Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацко А.П.,
с участием сторон:
представителя истца - Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края Фаузеева А.Н., действующего на основании доверенности от 21.02.2019г.,
представителя ответчика Полушина И.В. по доверенности от 19.11.2019г., Типикина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда гражданское дело по иску администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края к Полушину Игорю Владимировичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком, установлении границ земельного участка под дорогой общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
01.11.2019 г. администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края (далее по тексту Администрация) обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с иском к Полушину И.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, установлении границ земельного участка под дорогой общего пользования, расположенной по адресу: Краснодарский край, <адрес>.
В обоснование иска Администрацией указано, что 24.11.2006 г. и 19.12.2007 г. Полушин И.В. приобрел в собственность две квартиры в многоквартирном доме, состоящем из двух квартир по адресу: <адрес>.
Приобретя данные квартиры Полушин И.В. стал собственником всего многоквартирного дома.
При этом, земельный участок на котором был расположен приобретенный Полушиным И.В. многоквартирный дом был огорожен забором, не стоял на государственном кадастровом учете, и огороженная площадь земельного участка была вдвое меньше.
На основании заявления Полушина И.В. постановлением главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 04.05.2009г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес>» (далее по тексту «Постановление») утверждена схема расположения земельного участка (далее по тесту «Участок») площадью 724 кв.м., в том числе под дорогой общего пользования 66 кв.м. с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В приложении к
Постановлению указаны координаты границ земельного участка и координаты границ дороги общего пользования на территории указанного земельного участка. Дорога общего пользования, расположенная на территории земельного участка, обеспечивает проезд во двор многоквартирного дома № по улице <адрес>, жильцов, аварийных и спасательных служб.
В соответствии с указанным выше Постановлением земельный участок 23.07.2009г. был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, при этом сведения о дороге общего пользования не были внесены в государственный кадастровый учет.
Дорога общего пользования, расположенная на Участке, существовала и эксплуатировалась жителями дома № по <адрес> и аварийными, спасательными службами до приобретения Полушиным И.В. квартир в многоквартирном доме, состоящем из двух квартир по адресу: <адрес>.
31.01.2013 г. Полушиным И.В. на основании Постановления зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 724+/-9 кв.м.
Согласно ответа от 24.11.2017г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по состоянию на 21.11.2017 года, ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № содержит сведения о части земельного участка с кадастровым номером № площадью 66 кв.м. - «дорога общего пользования».
В сентябре 2013г. Полушиным И.В. изменен вид разрешенного использования Участка с «для эксплуатации многоквартирного жилого дома» на «для размещения торгового центра».
В апреле 2017г. Полушиным И.В. изменен вид разрешенного использования Участка с «для размещения торгового центра» на «аптека».
Градостроительный план Участка был подготовлен администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района 07.07.2017 года и в нем было указано место допустимого размещения строений.
Место допустимого размещения строений в градостроительном плане Участка было указано в соответствии с подпунктом 8 статьи 35 ПЗЗ Апшеронского района Краснодарского края (далее по тексту «ПЗЗ», то есть, минимальный отступ строений от красной линии улиц не менее, чем на - 5 м, от красной линии проездов не менее, чем на 3 м, в условиях сложившейся застройки, основные строения допускается размещать с учетом сложившейся линии застройки.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 35 ПЗЗ, минимальный отступ от границ земельного участка 1 м., при условии соблюдения санитарно- бытовых норм. Процент застройки 70%.
Сложившейся исторической застройкой данного участка улица, является фактическая застройка, линия которой совпадает с красной линией.
При этом, на момент подготовки градостроительного плана администрации Апшеронского городского поселения не было известно об обременении дорогой общего пользования сформированного земельного участка. Проект планировки территории не утверждался.
Проектная документация одноэтажного объекта недвижимости общей площадью 430.2 кв.м с кадастровым номером № -аптека со встроенными помещениями, была разработана обществом с ограниченной ответственностью «...» г.Краснодар ..., регистрационный номер члена №.
Проектом предусмотрено здание одноэтажное, однопролетное, сложной формы в плане с размерами 26,87х17,9 м. Величины пролетов 15,9 м и 15,25м, шаг рам 6,45 м, 1,95 м, 5,57 м. Высота до низа стропильных конструкций 4,05 м. Кровля мало уклонная из сэндвич-панелей с наружным организованным водостоком. Уклон кровли здания 3%. Максимальная высота здания 6,25 от уровня чистого пола здания. Конструктивная схема здания - стальной рамно-связевый каркас. Фундаменты запроектированы монолитными железобетонными столбчатыми. Наружные стены из сэндвич-панелей.
На основании предоставленных Полушиным И.В. документов, администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района 02.10.2017 г. выдано разрешения на строительство №.
В предоставленных Полушиным И.В. документах, послуживших основанием для выдачи разрешения на строительство, не содержалось сведений о наличии дороги общего пользования утвержденной Постановлением и расположенной на Участке, то есть Полушин И.В., зная о нахождении и расположении дороги общего пользования на территории Участка, не предоставил в администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района сведения о ее наличии, с целью увеличить площадь застройки Участка, указываемую в градостроительном плане, являющимся одним из оснований для выдачи разрешения на строительство, что подтверждается градостроительной документацией.
18.12.2017г. администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района было произведено комиссионное обследование земельного участка и прилегающей территории по адресу <адрес>, в ходе которого установлено, что строительство объекта «Аптека со встроенными помещениями» на Участке, осуществляется Полушиным И.В. на основании выданного администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района разрешения от 02.10.2017 г. №, при этом строительство ведется на части земельного участка определенной под дорогой общего пользования предназначенной для проезда и прохода к многоквартирному дому № по <адрес>.
Решением Апшеронского районного суда от 10.01.2018г. по иску ИВД, жильца многоквартирного дома № по <адрес> постановлено прекратить Полушину И.В. строительные работы осуществляемые на земельном участке с кадастровым номером 23:02:0406013:91, расположенном по адресу: <адрес> и восстановить проезд общего пользования в границах, указанных в сведениях единого государственного реестра недвижимости, путем демонтажа (сноса) объекта незавершенного строительства.
06.11.2018г. администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района Полушину И.В. было выдано новое разрешение на строительство аптеки со встроенными помещениями с измененной площадью здания №, в связи с выполнением решений суда от 10.01.2018 г.
В градостроительный план земельного участка ответчика изменения не вносились.
В настоящее время решение Апшеронского районного суда по делу от 10.01.2018г. Полушиным И.В. исполнено, ответчиком демонтирована часть объекта - «Аптека со встроенными помещениями».
После окончания строительства, в связи с обращением Полушина И.В., администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2019г. №.
Согласно сведений из ЕГРН за Полушиным И.В. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: нежилое здание, «Аптека со встроенными помещениями», номер регистрации № от 28.06.2019г., площадью 430,2 квадратных метра с кадастровым номером №, адрес: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, однако дорога общего пользования- 66 кв.м, так и осталась в собственности Полушина И.В., что нарушает права неограниченного круга лиц.
В связи с тем, что дорога общего пользования, площадью 66 кв.м. находиться в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является Полушин И.В, нарушаются права Администрации, так как в силу своих полномочий у администрации отсутствует возможность организовать другой проезд и проход к многоквартирному дому № по <адрес>, в связи с его отсутствием, при этом нарушаются права жителей указанного многоквартирного дома и права на проезд и проход неопределенного круга лиц, а также влечет за собой прямое нарушение п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
В иске Администрация просит суд исключить проезд общего пользования 66 кв.м. из границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Полушину И.В.
Признать право собственности отсутствующим за Полушиным И.В. на дорогу общего пользования площадью 66 кв. метров на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить с государственного кадастрового учета координаты границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 724 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, и оставить декларируемую площадь земельного участка с кадастровым номером №- 658 кв.м.
Указать в решении, что действие по исключению проезда общего пользования 66 кв.м. из границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признание право собственности отсутствующим за Полушиным И.В. на дорогу общего пользования площадью 66 кв. метров на земельном участке с кадастровым номером №, исключение с государственного кадастрового учета координат границ земельного участка с кадастровым номером №,площадью 724 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и оставление декларируемой площади земельного участка с кадастровым номером №- 658 кв.м, произвести Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю без правообладателя и уполномоченных органов.
В судебном заседании представитель истца Фаузеев А.Н., на удовлетворении иска Администрации настаивал в полном объеме, по доводам в нем изложенным.
Ответчик Полушин И.В. в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом. Ранее участвуя в предварительном судебном заседании в удовлетворении иска Администрации просил отказать полностью, по доводам изложенным им в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Типикин Д.А., доводы своего доверителя поддержал, в удовлетворении иска Администрации просил отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил суду, что исторически сложившееся граница под двумя приобретенными квартирами Полушиным И.В., распространялась и на огород, хоз.постройки (гараж и навесы) жильцов указанных квартир. Исторические границы были зафиксированы в 2009г. при межевании земельного участка и утверждены постановлением главы администрации от 04.05.2009г. №. Указывая на нарушение ответчиком прав неограниченного круга лиц посчитал, что Администрацией не представлено надлежащих доказательств такого нарушения действиями Полушина И.В. При этом по мнению ответчика права жителей многоквартирного дома по <адрес> защищены решением Апшеронского районного суда от 10.01.2018 г., которое является мерой восстановления нарушенного их права и обеспечивает их доступ к указанному дому. О факте наличия дороги общего пользования в составе земельного участка представленного в собственность Полушину И.В. Администрацией было известно, так как ею был выдан градостроительный план однако никаких действий в данной части произведено не было, ограничительные меры предприняты не были.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом, в заявлении от 14.11.2019 г. заместить начальника отдела СНН просила рассмотреть иск Администрации в свое отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки в суд или суд признает причины их неявки неуважительными.
Ответчиком по делу не представлены суду доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебные заседания. Материалами гражданского дела подтверждается заблаговременное вручение ответчику судебной повестки о времени месте судебного заседания.
На основании ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им, процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
При указанных обстоятельствах судом, в отсутствие возражений представителей сторон определено рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке сторон.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно ч.5 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (последняя редакция) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Следовательно, к категории земель населенных пунктов может быть отнесен только участок неразграниченной государственной земли.
Включение в границы осуществляется в рамках территориального планирования, когда определяется и устанавливается граница городского округа либо городского или сельского поселения.
В этом случае любые участки других категорий при включении изменяют свое целевое назначение на "земли населенных пунктов". В соответствии со ст. 4 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" данная деятельность относится к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.
Пунктом 2 ст.11 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
К уникальным характеристикам земельного участка, согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон N218-ФЗ), относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ земельного участка; площадь земельного участка, то есть сведения, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно п.7 ст. 69 ЗК РФ, порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, в случае спора между заинтересованными лицами границы земельного участка могут быть установлены в судебном порядке, в том числе и в случае, если в установлении внешних границ в предлагаемом истцом варианте возражает и совладелец рассматриваемого участка.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу требований ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или на чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействия), нарушающие право истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (Пункт 47 совместного постановления Пленумов).
По смыслу ст. 9 ГК РФ, статей 3, 4, 39, 196 ГПК РФ только истцу принадлежит право определять ответчика, предмет и основание иска, а суд рассматривает и разрешает заявленные требования по основаниям, указанным истцом.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Природа негаторного иска состоит в устранении длящегося правонарушения, которое существует на момент предъявления иска. Поэтому для его предъявления и удовлетворения необходимо соблюдение трех условий: во-первых, у истца должно зарегистрировано право на земельный участок, во-вторых, должно существовать препятствие владения земельным участком, но не связанного с лишением его владения, в-третьих, такое препятствие должно быть незаконным.
Предметом негаторного иска является требование собственника или законного владельца о совершении действия, устраняющего препятствие в пользовании и распоряжении имуществом, а также о воздержании от совершения подобных действий.
Установление месторасположения границ участка осуществляется путем сравнения его фактической площади с площадью, указанной в правоустанавливающих (первичных землеотводных) документах, с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, отражающих ранее существовавшие фактические границы. При этом из разъяснений указанных в письме Министерства ЖКХ РСФСР N 20-15-1-4/Е9808 за 1987 г. следует, что при отсутствии землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы и размеры земельного участка индивидуального землепользования. Изъятие излишков из указанных участков может производиться на основании закона и в соответствии с проектами перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки.
Как следует из положений ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно нормам ст. ст. 68, 70 ЗК РФ, формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Пунктом 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации, то есть к ним не может быть применено право частной собственности.
Судом установлено, что 24.11.2006 г. и 19.12.2007 г. Полушин И.В. приобрел в собственность две квартиры в многоквартирном доме, состоящем из двух квартир по адресу: <адрес>.
Приобретя данные квартиры Полушин И.В. стал собственником всего многоквартирного дома.
На основании заявления Полушина И.В. постановлением главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 04.05.2009г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка площадью 724 кв.м., в том числе под дорогой общего пользования 66 кв.м. с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В приложении к Постановлению указаны координаты границ земельного участка и координаты границ дороги общего пользования на территории указанного земельного участка. Дорога общего пользования, расположенная на территории земельного участка, как следует из доводов иске обеспечивает проезд во двор многоквартирного дома № по <адрес>, жильцов, аварийных и спасательных служб.
Другого проезда к указанному многоквартирному дому нет.
В соответствии с указанным выше Постановлением земельный участок 23.07.2009г. был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, при этом сведения о дороге общего пользования не были внесены в государственный кадастровый учет.
Дорога общего пользования, расположенная на Участке, существовала и эксплуатировалась жителями дома № по <адрес> и аварийными, спасательными службами до приобретения Полушиным И.В. квартир в многоквартирном доме, состоящем из двух квартир по адресу: <адрес>.
Данный факт стороны в судебном заседании не оспаривали.
31.01.2013 г. Полушиным И.В. на основании Постановления зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровым номером №, площадью 724+/-9 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.02.2018г.
Раздел 4.1 указанной выписки из ЕГРН содержит сведения о наличии зарегистрированного обременения прав в учетном номере части земельного участка с КН № площадью 66 кв.м.
Градостроительный план Участка был подготовлен администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района 07.07.2017 года и в нем было указано место допустимого размещения строений.
На основании предоставленных Полушиным И.В. документов, администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района 02.10.2017 г. выдано разрешения на строительство №.
В предоставленных Полушиным И.В. документах, послуживших основанием для выдачи разрешения на строительство, как следует из доводов администрации не содержалось сведений о наличии дороги общего пользования утвержденной Постановлением и расположенной на Участке, то есть Полушин И.В., зная о нахождении и расположении дороги общего пользования на территории Участка, не предоставил в администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района сведения о ее наличии, с целью увеличить площадь застройки Участка, указываемую в градостроительном плане, являющимся одним из оснований для выдачи разрешения на строительство, что подтверждается градостроительной документацией.
18.12.2017г. администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района было произведено комиссионное обследование земельного участка и прилегающей территории по адресу <адрес>, в ходе которого установлено, что строительство объекта «Аптека со встроенными помещениями» на Участке, осуществляется Полушиным И.В. на основании выданного администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района разрешения от 02.10.2017 г. №, при этом строительство ведется на части земельного участка определенной под дорогой общего пользования предназначенной для проезда и прохода к многоквартирному дому № по <адрес>.
10.01.2018г. по иску ИВД, жильца многоквартирного <адрес> Апшеронским районным судом по делу № постановлено прекратить Полушину И.В. строительные работы осуществляемые на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> и восстановить проезд общего пользования в границах, указанных в сведениях единого государственного реестра недвижимости, путем демонтажа (сноса) объекта незавершенного строительства.
06.11.2018г. администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района Полушину И.В. было выдано новое разрешение на строительство аптеки со встроенными помещениями с измененной площадью здания №, в связи с выполнением решений суда от 10.01.2018 г.
В градостроительный план земельного участка изменения не вносились.
После окончания строительства, в связи с обращением Полушина И.В., администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2019г. №.
Анализ указанных документов свидетельствует о том, что осуществляя действия в рамках своих полномочий, с учетом наличия сведений указанных в Разделе 4.1 указанной выписки из ЕГРН Администрации было известно, в том числе из Постановления от 04.05.2009г. №, что имеются зарегистрированные обременения прав в учетном номере части земельного участка с КН № на площади 66 кв.м.
В силу положений п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с приведенными правовыми нормами - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего на момент формирования земельного участка ответчика и вынесения постановления от 04.05.2009г. №) в государственный кадастр недвижимости вносятся 6 уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Действующим на тот момент земельным законодательством при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании предусмотрено обеспечение учета законных интересов граждан, права которых могут быть затронуты межеванием.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу с 01.03.2008г., местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Настоящее требование, как это следует из положений названного указанного выше Федерального закона, направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Процесс согласования местоположения границ земельных участков регламентирован ст. 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция).
В силу ч.2 ст.39 ФЗ N 221-ФЗ предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка; заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии со ст.40 ФЗ N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного ФЗ N 221-ФЗ порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
При толковании норм ч. 4 ст. 40 и п. 2 ч. 1 ст.22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции действующей на момент формирования спорного земельного участка и при утверждении его схемы на кадастровом плане) в совокупности следует, что смежный землепользователь вправе не подписывать акт согласования границ участка при наличии у него мотивированных возражений относительно согласовываемой им границы, на смежного землепользователя не может быть возложена такая обязанность (в том числе и решением суда), он не может быть принужден к проставлению своей подписи в акте согласования местоположения участков в межевом плане, так как в данной ситуации для завершения межевания необходимо и достаточно представить межевой план без подписи смежного землепользователя и копию судебного решения, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка.
В силу приведенных выше правовых норм при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования.
Исходя из содержания п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как следует из смысла указанного выше закона, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, исходя из содержания частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержится следующее разъяснение: в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Кадастровое дело в силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения) представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Статьями 3, 15, 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 178-ФЗ "О землеустройстве" предусмотрено обязательное проведение работ по землеустройству в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также проведение работ по межеванию объектов землеустройства, то есть установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В рамках подготовки дела к судебному заседанию, судом из компетентных органов в порядке ст. 57 ГПК РФ, в том числе из Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю копии материалов дела (всех листов) имеющихся в наличии на основании которых земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес> был поставлен на кадастровый учет в ЕГРН.
Из письменного ответа, полученного за подписью заместителя начальника отдела СНН от 13.11.2019г. следует, что в государственном фонде данных отдела графических материалов, землеустроительной документации, полученных в результате проведения земелеустройства, на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес> таких материалов не значится.
Указанные фактические данные позволяют суду придти к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406013:91, расположенный по адресу: <адрес>, представленный ответчику Полушину И.В., в границах определенных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, площадью 724 кв.м., был представлен в нарушении положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего на момент формирования спорного земельного участка), которые выразились в отсутствии межевого плана, изготовленного в соответствие с требованием указанного выше закона, включающего в себя акт согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт, в том числе привел к нарушению их прав, защита который была осуществлена в последующем судебным решением от 10.01.2018г.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу этих нарушений.
Применительно к положениям статей 12 и 1082 ГК РФ право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
До настоящего времени, Администрацией, а равно до выдачи разрешения ответчику на строительство, не были осуществлены действия направленные на установление границ земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, которые бы позволили определить правомерность постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика в границах, существующих в ГКН в настоящее время, а так же исключить дальнейшие правопритязания по ним жильцов соседнего многоквартирного дома.
В этой связи, суд приходит к выводу о необходимости исключения из реестра прав на недвижимость сведений о координатах поворотных точек, определяющих границы земельного участка с КН № адресу: Краснодарский край, <адрес> принадлежащего на праве собственности Полушину И.В., для приведения границы указанного земельного участка в соответствие с действующим земельным и градостроительным законодательством.
Данное действие, с учетом установленных судом нарушений при производстве работ по формированию и постановки на ГКН спорного земельного участка позволит в том числе невелировать препятствие к формированию и постановки на государственный кадастровый учет границы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Не подтверждение допустимыми доказательствами по делу предоставления ответчику земельного участка в размере декларируемой площади - 724 кв.м., на основании постановления главы администрации МО Апшеронский район от 04.05.2009 г. №, на что так же указывает истец в своем исковом заявлении не позволяет суду оставить в ГКН декларируемые сведения о площади спорного земельного участка.
В противном случае, наличие в настоящем решении указанной площади не позволит в рамках осуществления работ по формированию границ как спорного так и соседнего земельных участков (многоквартирного дома №) определить их фактическую площадь на основании представленных специалистам, которые будут производить межевые работы на них, первичной земелеустроительной и градостроительной документации.
Требования истца об исключении спорного проезда общего пользования из границ земельного участка в заявленной истцом площади, с учетом его местонахождения в общей площади всего земельного участка и отсутствие документов, на основании которых границы указанного проезда в декларируемой истцом площади (66 кв.м), в том числе были поставлены на государственный кадастровый учет по вышеуказанным причинам относящимся к всему земельному участку с КН №, не могут быть удовлетворены, так как настоящим решением судом сняты (аннулированы) все границы самого земельного участка, в том числе границы общего проезда, которые находятся в границах земельного участка ответчика и отдельно указанный проезд как самостоятельный объект недвижимости не сформирован и на ГКН не поставлен.
Указанное обстоятельство с учетом местонахождения проезда внутри земельного участка с КН № границы которого сняты (аннулированы) судом с ГКН, не позволяют суду определить с достоверной точностью его площадь, месторасположение на земельном участке как истца так и одновременно на земельном участке который будет сформирован в последующем под многоквартирным домом расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Пунктом 1 статьи 1 ГК РФ закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а так же из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с эти гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности.
Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Вместе с тем Закон N 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно при поступлении в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу. (Письмо Росреестра от 02.05.2017 № "О рассмотрении обращения")
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края к Полушину Игорю Владимировичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком удовлетворить частично.
Исключить из реестра прав на недвижимость сведения о координатах поворотных точек, определяющих границы земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, <адрес> принадлежащего на праве собственности Полушину Игорю Владимировичу.
Настоящее решение является основанием для внесения Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, <адрес>, а так же входящего в него границы земельного участка площадью 66 кв.м., под дорогой общего пользования, координаты которых указаны в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане утвержденные постановлением главы администрации МО Апшеронский района от 04.05.2009 года №, на основании вступившего в законную силу настоящего решения без заявлений правообладателя указанного земельного участка.
В удовлетворении остальной части иска администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Бахмутов