Дело № 2-702/2020
11RS0004-01-2020-000485-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Васевчик Е.П.
при секретаре Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 22 мая 2020 года гражданское дело по иску ФИО2 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в обоснование требований указывая, что проживает в общежитии расположенном по адресу: **********. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО2 работодателем в период ее работы в «Печорстрой». В 2004 году общежитие перешло ООО «Компания Печорторгсервис». Весь период истец проживала по комнате 135 в ********** в ********** по временной регистрации, т.к. после развода с супругом осталась без жилья. До **.**.** ответчиком ФИО2 предоставлялась субсидия на оплату указанного жилого помещения, однако **.**.** истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что у истца отсутствует постоянная регистрация по месту проживания по указанному адресу.
Истец ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представили письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признают, поскольку отсутствие постоянной регистрации является основанием для отказа в предоставлении субсидии по месту жительства истца.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Компания Печорторгсервис».
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица ООО «Компания Печорторгсервис», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Письменного отзыва по существ узаявленных требований суду не представили.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 проживает и имеет регистрацию по месту пребывания с **.**.** по настоящее время по адресу: **********, что подтверждается представленными в материалы дела картами регистрации по жилому помещению и сведениями Отделения по вопросам миграции ОМВД России по городу Печоре.
Регистрации по месту жительства истец не имеет.
Жилое помещение по адресу: **********, предоставлено ФИО2 по договору коммерческого найма, заключенного с ООО «Компания Печорторгсервис».
Согласно информации ГБУ РК «РУТИКО», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ********** за ФИО2 права собственности на жилые помещения не зарегистрированы.
**.**.** ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
**.**.** ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» направило ФИО2 уведомление №... от отказе в предоставлении субсидии на основании п.6, 18 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации» от **.**.** №... «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в связи с непредставлением документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о регистрации по месту пребывания ФИО2 с **.**.** по **.**.** имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: **********.
В соответствии с договором краткосрочного коммерческого найма №...-В от **.**.** ФИО2 ООО «Компания Печорторгсервис» предоставлено за плату во временное пользование и владение жилое помещение общей площадью 17,89 кв.м. по адресу: ********** сроком до **.**.**.
Согласно дополнительного соглашения №... от **.**.** к договору коммерческого найма жилого помещения №...-В, ООО «Компания «Печорторгсервис» передало ФИО2 жилое помещение расположенное по адресу: **********, на период с **.**.** по **.**.**.
Частью 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно части 2 статьи 159 ЖК РФ право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В силу подпункта "а" пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 не содержит запрета на возможность предоставления субсидии гражданам – нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
Приведенные нормы предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
В соответствии с пунктом 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает помимо постоянного места жительства, при этом регистрация по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер, является административным актом и не свидетельствует сама по себе о наличии либо отсутствии права пользования жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения в общежитии, соответственно, данное жилое помещение не может расцениваться как место временного пребывания.
ФИО2 является гражданкой Российской Федерации, имеет регистрацию по адресу: **********, с ежегодным продлением на один год.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие ограниченной определенным сроком регистрации ФИО2 в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания, а отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» от **.**.** в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ********** является незаконным.
При таких обстоятельствах требования ФИО2 о признании незаконным отказа ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» от **.**.** в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ********** являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» от **.**.** в предоставлении ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: **********
Признать за ФИО2 право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с **.**.**.
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» предоставить ФИО2 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ********** **.**.**.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2020