Решение по делу № 2-1198/2019 от 10.06.2019

Дело № 2-1198/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2019 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Кандараковой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ортонуловой <Р.И.> к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Ортонулова Р.И. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» о признании незаконным решения об отказе во включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов и выдаче сертификата. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в очереди по категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи из 5 человек. На основании Постановления Администрации Улаганского района от ДД.ММ.ГГГГ истец переведена из категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» в категорию «пенсионеры». ДД.ММ.ГГГГ на основании ее заявления в состав семьи была включена дочь Ортонулова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ Ортонуловой Р.И. решением республиканской комиссии было отказано во включении в список получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год по причине того, что ее дочь Ортонулова Н.В. в 2011 году получила социальную выплату на приобретение жилья в рамках программы «Социальной развитие села». Считает данный отказ незаконным, поскольку ответчиком не представлены доказательства тому, что истец была осведомлена об участии ее дочери в вышеуказанной программе и получении ее дочерью соответствующей социальной выплаты. При этом полагает, что получение ее дочерью вышеуказанной социальной выплаты не улучшило ее и других членов семьи жилищных условий и не исключило их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Кроме того, указывала, что включение истца в сводные списки граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат, а также списки получателей государственного жилищного сертификата свидетельствует о признании ее участником подпрограммы, в связи с чем внесение изменений в сводные списки путем отказа во включении (исключении из ранее утвержденного) в список получателей на 2019 год является незаконным. В связи с чем обратилась в суд с настоящим иском к Правительству Республики Алтай и просила признать незаконным решение комиссии об отказе во включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год, обязать включить в список получателей государственных жилищных сертификатов и выдать сертификат. При рассмотрении дела истец уточнила исковые требования, предъявив также требование к ответчику Администрации МО «Улаганский район», ссылаясь на то, что Распоряжением Администрации МО «Улаганский район» от ДД.ММ.ГГГГ Ортонулова Р.И. снята с учета и исключена из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, в соответствии с п. 44.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (предоставление недостоверных сведений о составе семьи), п.п. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поскольку восстановление в списках возможно только в отношении состоящего на учете лица, истец с учетом неоднократных уточнений, просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» согласно даты первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека, признать недействительным Постановление администрации МО «Улаганский район» от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Администрацию МО «Улаганский район» восстановить истца на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по программе реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека.

Ортонулова Р.И. от исковых требований к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» о признании незаконным решения Правительства Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 8 мая 2019 года об отказе во включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Республики Алтай» Ортонуловой Р.И. по категории «пенсионеры» и обязании Правительства Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Республики Алтай» включить Ортонулову Р.И. в список получателей ГЖС на 2019 год «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Республики Алтай» по категории «пенсионеры» с составом семьи 5 человек, включая Ортонулову Р.И., гражданское дело в указанной части прекращено.

Истец Ортонулова Р.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца Касенов А.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Просил учитывать состав семьи в количестве трех человек, исключив из состава семьи Ортонулову Л.В., так как она не проживает с истцом и членом ее семьи не является.

Представитель ответчика Правительства Республики Алтай и третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав письменные возражения.

Ответчик Администрация МО «Улаганский район» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил.

Третьи лица ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ортонулова Л.В., Ортонулова Н.В., Ортонулов И.В., Ортонулов В.И. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. В письменных возражениях ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указывает на необоснованность предъявленных Ортонуловой Р.И. требований, поскольку доказательств тому, что истец не была осведомлена о получении ее дочерью социальной выплаты документально не подтверждена, напротив истец указывает, что ее дочь с внуками проживает совместно с ней. Также истцом не представлено доказательств тому, что она не была включена в состав семьи своей дочери при получении последней социальной выплаты в 2011 году.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (статья 3 названного закона).

В соответствии со статьей 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшая до 1 января 2018 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пункт "з").

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий изложен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 данного Положения в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

В соответствии с пп. "а" и "в" п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи либо выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

При этом необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Как следует из материалов гражданского дела и учетного дела, Ортонулова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 10 сентября 2002 года состояла на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судом установлено, что Ортонулова Р.И. ежегодно обращалась в администрацию Улаганского района с заявлением о включении в список граждан на получение жилищного сертификата на планируемый год, с составом семьи из 4 человек: супруг – Ортонулов В.И., дети – Ортонулов И.В., Ортонулова Н.В.

В последующем, 27 февраля 2019 года Постановлением Администрации МО «Улаганский район» на основании заявления Ортонуловой Р.И. в состав ее семьи включена дочь Ортонулова Л.В.

Обращаясь в администрацию Улаганского района с заявлением от 22.02.2019 года о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Алтай, Ортонулова Р.И. указала состав семьи из пяти человек, включив в составе семьи в том числе дочь Ортонулову Л.В. При этом указывала, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения) с 10.09.2002 года. В том числе в заявлении указано, что средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета на приобретение или строительство жилых помещений ею и членами ее семьи не получались.

10 июня 2019 года на основании выписки из протокола заседания Республиканской комиссии от 08 мая 2019 года, протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» Администрацией МО «Улаганский район» принято решение о снятии Ортонуловой Р.И. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно ст. 1,3 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, подпункту «г» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (дочь получила в 2011 году социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Социальной развитие села»).

Материалами дела установлено, что истец, состояла в очереди на получение социальной выплаты с 10.09.2002 года, при оформлении заявлений на участие в подпрограмме указывала, что средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета на приобретение или строительство жилых помещений ею и членами ее семьи не получались. При этом при обращении с соответствующими заявлениями на следующие плановые годы о получении ее дочерью Ортонуловой Н.В. в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Социальной развитие села» уполномоченным органам истец не сообщила и продолжала состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указывая членом семьи также дочь Ортонулову Н.В.

Вместе с тем, при рассмотрении дела истец поясняла, что ей было известно об участии ее дочери Н. в подпрограмме «Социальное развитие села» и получении ею социальной выплаты на приобретение жилья, однако она не знала, что после получения ее дочерью социальной выплаты, ее не нужно указывать в составе семьи для получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, на основании заявления Ортонуловой Р.И. в состав ее семьи была включена дочь Ортонулова Л.В., о чем в материалы дела также представлены справки о составе семьи. Однако при рассмотрении дела из Выписки из медицинской карты на Ортонулову Л.В. от 23.04.2019 года было установлено, что Ортонулова Л.В. проживает <адрес>, что также не отрицалось истцом, в результате чего представителем истца в судебном заседании уточнялся состав семьи из 3 человек.

Анализ положений Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

При этом судом установлено, что дочь истца Ортонулова Л.В. членом ее семьи не является.

Таким образом, указание истцом дочери Ортонуловой Л.В. в качестве члена своей семьи, на которую ей должна быть выделена жилищная субсидия для приобретения жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и с учетом которой должен быть определен ее размер с целью приобретения жилья по избранному ими месту жительства, является не достоверной информацией.

Таким образом, Ортонуловой Р.И. в адрес Администрации МО «Улаганский район» были представлены сведения, не соответствующие действительности, что в силу п. 21 Положения влечет за собой снятие ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.

Не сообщив Администрации МО «Улаганский район» сведения о получении членом ее семьи социальной выплаты на приобретение жилья, Ортонулова Р.И. тем самым лишила органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ней и ее семьей права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

При указанных обстоятельствах, Администрацией МО «Улаганский район» Ортонулова Р.И. правомерно снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем оснований для признания недействительным постановления от 10.06.2019 года у суда не имеется.

При этом, довод истца о том, что обжалуемое постановление было принято после вынесения решения Республиканской комиссией правового значения при решении вопроса о его законности не имеет, так как самостоятельным основанием для снятия истца с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, является предоставление сведений, не соответствующих действительности.

В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах и реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено, что истцом при обращении в уполномоченный орган с заявлением на получение государственного жилищного сертификата представлены не достоверные сведения. В состав семьи истцом включена дочь Ортонулова Н.В., которая ранее получила социальную выплату на улучшение жилищных условий, а также дочь Ортонулова Л.В., которая с истцом не проживает и не является членом ее семьи, тем самым искусственно увеличивая размер субсидии.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, позволяющих признать за Ортонуловой Р.И. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» согласно даты первоначальной постановки на учет с 10.09.2002 года по категории «пенсионеры».

При этом, Ортонулова Р.И. не лишена права вновь обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением для постановки на учет в соответствии Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления Ортонуловой <Р.И.> к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» согласно даты первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека, признании недействительным постановления администрации МО «Улаганский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка» - снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) Ортонуловой <Р.И.> и обязании исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления администрацию МО «Улаганский район» восстановить Ортонулову <Р.И.> на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю. Зрелкина

Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2019 года

2-1198/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ортонулова Роза Исаковна
Ответчики
администрация МО "Улаганский район"
Правительство Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Жилище" на 2015-2020 годы
Другие
Ортонулов Илья Витальевич
Касенов Абай Кабделканович
ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Ортонулов Виталий Исакович
Ортонулова Любовь Витальевна
Министерство регионального развития Республики Алтай
Ортонулова Надежда Витальевна
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на сайте суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Дело оформлено
24.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее