Мировой судья – Сеферова Ц.В. Дело № 5-323/2020-12-634/2020
(УИД 53MS0039-01-2020-000696-92)
РЕШЕНИЕ
06 июля 2020 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),
с участием защитника ООО «Городничий» Родионова А.А.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Рубахина Д.О. на постановление мирового судьи судебного участка № 33 Новгородского судебного района Новгородской области от 20 апреля 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица -
общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес> ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
20 февраля 2020 года главным специалистом-экспертом, государственным жилищным инспектором отдела технического надзора комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Павловой Ю.С. в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения в установленный срок до 31 января 2020 года предписания № об устранении выявленных нарушений от 20 декабря 2019 года.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Рубахин Д.О. обратился в Новгородский районный суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления, считая его незаконным. В обоснование своей позиции приводит доводы об отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица состава вмененного административного правонарушения, указывая, что почтовые ящики не включены в состав общего имущества многоквартирного дома, были установлены жильцами дома самостоятельно и не указаны в перечне работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который Общество обязалось выполнять на основании договора, заключенного с собственниками помещений указанного дома. В связи с этим полагает, что оснований для возложения на ООО «<данные изъяты>» обязанности по выполнению указанных в предписании работ не имелось.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование постановления законным представителем ООО «<данные изъяты>» соблюден.
Законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, на защиту прав и законных интересов юридического лица уполномочил защитника Родионова А.А.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «<данные изъяты>» Родионова А.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней обстоятельствам, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 04 февраля 2020 года № в отношении ООО «<данные изъяты>» 06 февраля 2020 года главным специалистом-экспертом, государственным жилищным инспектором отдела технического надзора комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного указанным органом предписания от 20 декабря 2019 года № об устранении нарушений требований ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» при оказании Обществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> с установленным сроком исполнения до 31 января 2020 года.
Неисполнение ООО «<данные изъяты>» указанного предписания, зафиксированное в акте проверки от 06 февраля 2020 года №, послужило основанием для составления в отношении его 20 февраля 2020 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлечения названного юридического лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по делу постановления законным признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2019 года должностным лицом комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области по результатам внеплановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>» выдано предписание № об устранении нарушения требований пункта 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», сроком исполнения до 31 января 2020 года, согласно которому Обществу предписывалось восстановить дверцы и запирающие устройства почтовых ящиков в доме <адрес>.
Привлекая ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок указанного выше предписания, мировой судья исходил из того, что у Общества, оказывающего на возмездной основе и выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, наличествует обязанность осуществлять обслуживание, ремонт и замену почтовых ящиков, которые относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Между тем, с таким выводом судья районного суда не соглашается.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В то время как абонентский почтовый ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Иными словами, в шкафу имеется несколько ячеек для получения отправлений несколькими адресатами, а ящик обслуживает только одного адресата.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Данная норма закона определяет источник содержания обслуживания, ремонта и замены абонентских почтовых шкафов, но не содержит императивного требования по исполнению данных обязанностей обслуживающей (управляющей) организацией.
Согласно ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу подп. "а" п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Из подпункта "ж" пункта 2 названных выше Правил следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи и детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Данный перечень не содержит услуг по содержанию, установке и ремонту абонентских почтовых шкафов. Однако данная услуга может быть включена в договор о содержании и ремонте общего имущества в качестве дополнительной, что влечет для обслуживающей организации обязательства по ее оказанию. В противном случае соответствующие обязательства отсутствуют.
Как видно из договора № Щ-10-18 на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> от 01 июля 2018 года, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и собственниками помещений указанного многоквартирного дома, абонентские почтовые шкафы (почтовые ящики) не предусмотрены сторонами в составе общего имущества этого дома, в отношении которого Общество обязалось оказывать услуги по содержанию и ремонту данного имущества. В перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества они также не указаны.
Учитывая, что в силу закона обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов осуществляются только за счет собственников жилых домов, принимая во внимание принцип платности работы обслуживающей организации и отсутствие между сторонами спора договорных отношений по указанной услуге, а также то обстоятельство, что в данном случае решение собственников о включении в состав общего имущества абонентских почтовых шкафов не принималось, бездействие ООО «<данные изъяты>» по непроведению ремонта этого имущества нельзя признать незаконным.
Незаконность возложения на Общество обязанности, которую оно в силу закона исполнять не должно, исключает наличие в деянии ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в части невыполнения предписания должностным лицом комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 20 декабря 2019 года №
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 33 Новгородского судебного района Новгородской области от 20 апреля 2020 года, вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Рубахина Д.О. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 33 Новгородского судебного района Новгородской области от 20 апреля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья В.В. Ящихина