Решение по делу № 2-1014/2019 от 01.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    22 августа 2019 года                            г. Чапаевск Самарской области

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Законова М.Н.,

при секретаре Сергеевой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1014/19 по иску Исаковой ФИО12 действующей в интересах несовершеннолетней Исаковой ФИО13 к Администрации г.о. Чапаевск об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда г.о. Чапаевск для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Исакова Е.В. в интересах несовершеннолетней Исаковой П.Н. обратилась в суд к Администрации г.о. Чапаевск с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указала, что несовершеннолетняя ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в органе опеки и попечительства администрации городского округа Чапаевск с 14.01.2005 г. в связи с тем, что одинокая мать Карабаненко (Исакова) ФИО14 с 10.12.2004 года отбывала срок наказания с исправительном учреждении, 12.04.2010 года решением Чапаевского городского суда лишена родительских прав. 21.01.2005 года над Исаковой П.Н. установлена опека постановлением администрации г. Чапаевска № 79, с возложением обязанностей опекуна на нее - Исакову ФИО15. С 10.10.2003 года по настоящее время подопечная Исакова П.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> - трехкомнатная квартира, где 1/4 доли принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от 26 декабря 2006 года Серия <Номер обезличен>). В Квартире по данному адресу зарегистрировано 5 чел на общей площади 64,80 кв.м, т.е. Исакова П.Н. имеет право на обеспечение жилым помещением в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, обеспечена общей площадью жилого помещения 12,96 кв.м. Постановлением администрации городского округа Чапаевск от 03.11.2017 г. № 1722 и постановлением администрации городского округа Чапаевск от 23.07.2018 г. № 1053 Исаковой П.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, по причине того, что не представлены документы, предусмотренные действующим жилищным законодательством. С данными отказами не согласна, считает, что она с подопечной представили копии всех необходимых документов, подтверждающих статус сироты, правовой статус жилого помещения, а также паспорт, СНИЛС, согласия на обработку персональных данных на всех зарегистрированных, но не были приобщены справки из ЦТИ на всех зарегистрированных по <Адрес обезличен>, т.к. Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135 - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» не предусматривает предоставление указанных справок на всех зарегистрированных. Кроме того, указанные справки являются платными и размер пособия на содержание подопечной не позволяет заказать их за собственные средства. Просила суд, с учетом уточнения иска, признать право несовершеннолетней ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда городского округа Чапаевск для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В судебном заседании истец Исакова Е.В. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Чапаевск Керженцева Д.А. в судебном заседании возражала против исковых требований.

Представитель третьего лица – Ратманова О.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).

Статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ содержит понятие таких категорий граждан как дети-сироты и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К числу первой из названных категории лиц закон относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу второй - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

    В силу положений ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в органе опеки и попечительства администрации городского округа Чапаевск с 14.01.2005 г. в связи с тем, что одинокая мать Карабаненко (Исакова) ФИО16 с 10.12.2004 года отбывала срок наказания с исправительном учреждении, 12.04.2010 года решением Чапаевского городского суда лишена родительских прав.

Статус несовершеннолетней ответчиком не оспаривается.

21.01.2005 года над Исаковой П.Н. установлена опека постановлением администрации г. Чапаевска № 79, с возложением обязанностей опекуна на Исакову ФИО17.

С 10.10.2003 года по настоящее время подопечная Исакова П.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> - трехкомнатная квартира, где 1/4 доли принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от 26 декабря 2006 года Серия <Номер обезличен>).

Согласно поквартирной карточку в указанном жилом помещении зарегистрировано 5 чел на общей площади 64,80 кв.м, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетняя Исакова П.Н. обеспечена жильем менее учетной нормы.

Постановлением администрации городского округа Чапаевск от 03.11.2017 г. № 1722 и постановлением администрации городского округа Чапаевск от 23.07.2018 г. № 1053 Исаковой П.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, по причине того, что не представлены документы, предусмотренные действующим жилищным законодательством.

Как установлено в судебном заседании, не представлены справки из ЦТИ на всех зарегистрированных по <Адрес обезличен>.

В силу п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

На основании п. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, в ходе судебного разбирательства ГУП СО «ЦТИ Чапаевский филиал» представлена справка, согласно которой Исакова Е.В. внесена в реестр о регистрации договора о безвозмездной передаче квартир в собственность граждан (1/4 доля) по адресу: <Адрес обезличен>2, Исакова И.В. внесена в реестр о регистрации договора о безвозмездной передаче квартир в собственность граждан (1/4 доля) по адресу: <Адрес обезличен>2, Исаков В.В., Карабаненко М.В. строений и жилья на территории м.р. г.о. Чапаевск не имели, правовая регистрация не осуществлялась, право бесплатной приватизации не использовано.

Таким образом, суд полагает наличие необходимых документов для признания за несовершеннолетней Исаковой П.Н. права принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда городского округа Чапаевск для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

Каких-либо доказательств о совершении умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны администрации в обеспечении несовершеннолетнего другим жильем, не имеется.

Не представление спорных справок, по мнению суда, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законом, при том, что вопрос о признании незаконным постановления администрации судом не рассматривается.

Принимая во внимание наличие необходимых документов, учитывая возникновение права Исаковой П.Н. на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» ст.ст. 196-199 ГПК РФ,

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО1, <Дата обезличена> г.р. право принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                       М.Н. Законов.

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2019 года.

2-1014/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исакова Е.В.
Ответчики
Администрация г.о. Чапаевск
Другие
МКУ КСРСОиП администрация г.о. Чапаевск
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Дело на странице суда
chapaevsky.sam.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее