№ 11RS0003-01-2019-001648-07
Дело № 2-1367/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием третьего лица Буруновой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 05 сентября 2019 года гражданское дело по иску АО «Интауголь» к ГУ РК «Центр занятости населения г. Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Буруновой С. Н.,
УСТАНОВИЛ:
АО «Интауголь» обратилось в суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения г.Инты» (далее – ГУ РК «ЦЗН г. Инты) об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Буруновой С.Н. В обоснование заявленных требований истец указал, что 01.08.2019 в АО «Интауголь» обратился бывший работник Бурунова С.Н., уволенная в связи с ликвидацией организации 27.03.2019, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. К заявлению Бурунова С.Н. приложила решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 29.07.2019 № 960 о сохранении за ней средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения в связи с наличием на иждивении несовершеннолетних детей. Указанное решение истец считает незаконным, ссылаясь на ч. 2 ст. 318 ТК РФ и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации. Закон не предоставляет органу службы занятости права действовать произвольно.
Стороны, надлежащем образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не участвовали, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Бурунова С.Н. возражала против удовлетворения требований.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения, вызванного объективной невозможностью трудоустроить Бурунову С.Н. в связи с отсутствием на рынке труда подходящей для неё работы, а также наличием у Буруновой С.Н. на иждивении двоих несовершеннолетних детей __.__.__ и __.__.__ года рождения.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Бурунова С.Н. работала в АО «Интауголь», расположенном в районах Крайнего Севера, уволена 27.03.2019 по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи ликвидацией организации). 16.04.2019 Бурунова С.Н. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В течение трех месяцев со дня увольнения Бурунова С.Н. не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы. 29.07.2019 Бурунова С.Н. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. 29.07.2019 ответчиком принято оспариваемое решение № 960 о сохранении Буруновой С.Н. средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 ТК РФ, в соответствии с которой работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ).
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 № 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса РФ" Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч.2 ст.318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
При принятии оспариваемого решения ответчик указал в качестве основания наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
Бурунова С.Н. имеет двоих несовершеннолетних детей 2007 и 2013 года рождения. Пенсии, социальных выплат в связи с утратой профессиональной трудоспособности Бурунова С.Н. не получает.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что имеются исключительные обстоятельства для сохранения за Буруновой С.Н. среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц, исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать АО "Интауголь" в иске к ГУ РК «Центр занятости населения г. Инты» об отмене решения от 29.07.2019 № 960 о сохранении Буруновой С. Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.09.2019.
Судья Л.В. Махнева