Дело № 2-3649/2017
Решение
Именем Российской Федерации
12 сентября 2017 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Паршиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянской городской администрации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области о снижении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска возбуждено исполнительное производство №... в отношении Брянской городской администрации, в ходе исполнения которого 25.07.2017 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в пользу взыскателя Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области.
Ссылаясь на ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также на то, что Брянская городская администрация является бюджетной организацией с объемом муниципального долга по состоянию на 01.01.2017 г. 2 269 899,9 тыс. рублей, из которых задолженность перед кредитными организациями – 2 181 651,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 757 308,4 тыс. рублей, просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области от 25.07.2017 года по исполнительному производству №....
В судебное заседание представитель истца Брянской городской администрации, представитель ответчика Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП по Брянской области, УФССП по Брянской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Брянская городская администрация, Советский районный отдел судебных приставов г. Брянска УФССП по Брянской области ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа №2-323/13 от 18.03.2013 года судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска 09.04.2013 года возбуждено исполнительное производство №... в отношении должника – Брянской городской администрации на предмет исполнения: обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 «Звездочка», управление образования Брянской городской администрации выполнить действия в пределах их полномочий по оборудованию игровых участков 6 теневыми навесами и ремонту асфальтного покрытия на территории учреждения по адресу: г.Брянск, переулок Кирова, 118, а при невозможности и не предоставлении учредителем денежных средств на указанные цели, обязанность по исполнению указанных действий возложить на Брянскую городскую администрацию в срок по август 2013 года.
В связи с неисполнением добровольно требований, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем 25.07.2017 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Брянской городской администрации в размере 50 000 рублей.
Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001г. № 13-П в пункте 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что истцом принимались меры к исполнению требований исполнительного документа, но в связи с дефицитом бюджета требования не были исполнены в установленный судебным приставом срок.
Как следует из информации финансового управления Брянской городской администрации от 19.01.2017 №27/49, дефицит бюджета города Брянска в 2016 году составил 95 847,5 тыс. руб. Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2017 составил 2 269 899, 8 тыс. рублей, из которых задолженность перед кредитными организациями – 2 181 651,0 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2017 составила 757 308, 4 тыс. рублей. Бюджет города Брянска имеет социальную направленность, в котором предусмотрены расходы на обеспечение заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, уплату налогов, услуг по предоставлению энергоресурсов, пенсионное обеспечение, питание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Брянска.
Согласно информации Брянской городской администрации от 21.08.2017 решение суда по гражданскому делу №2-323/2013 частично исполнено, решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №773 из бюджета города Брянска на асфальтирование территории МБДОУ детского сада №78 «Звездочка» г.Брянска выделены денежные средства в размере 400 тыс. руб.
Учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, материальное положение должника, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть - 12 500 рублей, до 37 500 рублей.
На основании изложенного суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянской городской администрации к Советскому районному отделу судебных приставов г. Брянска УФССП по Брянской области, УФССП по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить Брянской городской администрации размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию в рамках исполнительного производства №... на основании постановления судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области от 25.07.2017 года, на одну четверть – 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2017 года.
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2017 года.