Дело № 2-118-2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Балезино 09 июня 2017 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Гафуровой С.В., с участием
истца Варанкиной П.Н.,
представителя истца Варина Ф.И., представившего удостоверение и ордер,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «Карсовайское» Колотова А.С., действующего на основании Устава,
при секретаре Расулевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варанкина Н. И., Варанкиной П. Н. к Администрации муниципального образования «Карсовайское» о признании бездействия незаконным, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Варанкин Н.И., Варанкина П.Е. обратились в суд с указанным иском.
Требование мотивировано тем, что истцы на основании Постановления Администрации МО «Балезинский район» от <дата> <номер> признаны малоимущими, проживают в жилом помещении по договору социального найма <номер> от <дата> по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Данное жилое помещение не пригодно для проживания, что подтверждается актом обследования жилого помещения от <дата> <номер> и заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома от <дата> <номер>.
На неоднократные требования было принято постановление Главы МО «Балезинский район» Р.Ш. Мухгалимова <номер> от <дата> о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, непригодным для проживания.
Ответчик бездействует в части принятия решения о дальнейшей судьбе данного жилого помещения, сроков переселения и других выше указанных действий, тогда как после вынесения Постановления о признании жилого помещения непригодным для проживания, возникла обязанность в предоставлении вне очереди жилого помещения, пригодного для проживания.
Состоялось решение Балезинского районного суда УР, в рамках рассмотрения которого представитель Администрации МО «Балезинский район» считает, что постановление о дальнейшем использовании жилого помещения, переселение граждан, их сроки и дальнейшая судьба должна решаться ответчиком МО «Карсовайское».
Однако ответчик, несмотря на неоднократные требования, постановление не выносит. Жилое помещение, отвечающее требованиям, вне очереди не предоставляет.
Предложенное жилое помещение по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, не отвечает требованиям для проживания граждан по тем основаниям, что согласно заключению межведомственной комиссии от 26.07.2016г. <номер> для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания требуется капитальный ремонт. Кроме того, данное жилое помещение расположено в лесном массиве в отдаленности от с. Карсовай на территории бывшей больницы, которая в настоящее время не функционирует. Инфраструктура отсутствует в полном объеме. Нет подведенной воды в доме, нет условий (бани) для помывки, стирки и других условий гигиены. Нет магазина.
Истцы просят признать бездействия незаконными, предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Карсовайское».
В судебном заседании истец Варанкина П.Е., представитель истца Варин Ф.И. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали.
Истец Варанкина П.Е. в дополнение к изложенному в исковом заявлении пояснила суду: в жилом помещении проживать опасно, фундамент просел, пол также, при ходьбе пол шатается, стены прогнулись.
Представитель истца Варин Ф.И. пояснил суду: истцы имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Ответчиком по делу является Администрация МО «Карсовайское». Постановлением Главы Администрации МО «Балезинский район» данное жилое помещение признано ветхим на основании проведенного межведомственной комиссией обследования и заключения. Соответственно, ответчик должен предоставить истцам равнозначное по санитарно-техническим нормам, расположению инфраструктуры жилое помещение. Ответчик свои обязательства не исполняет, а также бездействует в части принятия решения о дальнейшей судьбе данного жилого помещения, сроков переселения.
Истец Варанкин П.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, имеется расписка, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Карсовайское» Колотов А.С., действующий на основании Устава, требования не признал, пояснил суду: что бездействие со стороны Администрации МО «Карсовайское» отсутствует, так как свободная и пригодная для проживания квартира истцам предлагалась. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии, предоставляемое жилое помещение пригодно для проживания. Улучшение жилищных условий программа по переселению из ветхого жилья не предусматривает. Инфраструктура расположена одинаково. От истцов получили письмо об отказе в переселении в данную квартиру. Законодательство Администрацией МО «Карсовайское» не нарушено.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Балезинский район» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия, указал: истцам <дата> МО «Красовайское» была предложена квартира, расположенная по адресу: УР, <адрес>, которая признана пригодной для проживания. Жилое помещение находится в черте с. Карсовай, является равнозначным и по общей площади составляет 46,66 кв.м., истцы от данной квартиры отказались. Таким образом, Администрация МО «Карсовайское» исполнило обязанность по предоставлению истцам другого жилого помещения по договору социального найма.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Заслушав доводы истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Из материалов дела следует, что Варанкин Н. И. и Варанкина П. Н. зарегистрированы и на условиях социального найма проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения <номер> от <дата>, выпиской из домовой книги МО «Карсовайское» от <дата>.
Согласно акту обследования жилого помещения <номер> от <дата> межведомственная комиссия, назначенная постановлением <адрес> от <дата> <номер> произвела обследование жилого помещения по заявлению Варанкиной П. Н., проживающей по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования жилого помещения: ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации помещения, приведшего к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Капитальный ремонт нецелесообразен.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Балезинского района от <дата> <номер> жилое помещение, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям и не пригодно для проживания.
Согласно ответу Администрации муниципального образования «Балезинский район» <номер> от <дата>, ответу Администрации муниципального образования «Балезинский район» <номер> от <дата> квартира, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, находится в реестре жилых помещений, признанных не пригодными для проживания.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования «Балезинский район» <номер> от <дата> Варанкина П. Н. и Варанкин Н. И., зарегистрированные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, признаны малоимущими.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования «Балезинский район» <номер> от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, признано непригодным для проживания.
Согласно ответу Администрации муниципального образования «Балезинский район» <номер> от <дата>, решение вопроса переселения граждан из аварийного жилья (а также определения сроков переселения), (<адрес>) находящегося в собственности МО «Карсовайское», относится к компетенции сельского поселения. Для предоставления жилого помещения, в том числе временного, в домах маневренного фонда, согласно положения, для определения сроков переселения Варанкиной П.Н. необходимо обратиться в Администрацию МО «Карсовайское».
Согласно ответу Администрации муниципального образования «Карсовайское» <номер> от <дата> на заявление Варанкиной П.Н. от <дата>, имеется в наличии свободная и пригодная для проживанию квартира по состоянию на <дата> по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, состоящая на балансе Администрации МО «Карсовайское». Квартира признана пригодной для проживания актом межведомственной комиссии Администрации муниципального образования «Балезинский район» № 07-07 от <дата>. Администрация муниципального образования «Карсовайское» предлагает переселиться в данную квартиру для дальнейшего проживания. В данном документе имеется запись Варанкиной П.Н. от <дата>: «Получила и от квартиры отказываюсь».
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Частью 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Вопрос обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями, в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к числу вопросов местного значения поселения.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики <номер>-РЗ от <дата> «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения сельских поселений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что квартира, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, признана непригодной для проживания, на что указывают сведения, содержащиеся в акте обследования помещения и заключении <номер> от <дата>, составленных межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации муниципального образования «Балезинский район» от <дата> <номер>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что у истцов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество на территории Удмуртской Республики.
При таких обстоятельствах, суд, приходит к выводу о том, что материалами гражданского дела подтверждается объективная нуждаемость истцов в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее- комиссия) и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной, и муниципального жилищного фонда.
На основании полученного по результатам работы комиссии заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункты 47, 49).
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Предусмотренный порядок признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания был соблюден, что подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается сторонами. Признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение занимаемое гражданами по договору социального найма, признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что законодатель возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения на наймодателя.
Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, наймодатель Администрация МО «Карсовайское» требований о выселении граждан, занимающих спорное жилое помещение, признанное непригодным для проживания, в судебном порядке не предъявлял, хотя и предлагал Варанкиным, согласно извещения от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес>, Удмуртской Республики.
Ссылка третьего лица и ответчика на отказ истца от предложенного им жилого помещения по <адрес> УР, что свидетельствует о том, что ответчиком выполнена возложенная на него обязанность по предоставлению жилого помещения является несостоятельной, основана на неверном толковании норм материального права и не имеет значения для разрешения спора, поскольку обстоятельства выселения истцов из занимаемого жилого помещения, признанного непригодным, с предоставлением указанного жилого помещения, предметом настоящего спора не являются.
Действующим законодательством не предусмотрены сроки расселения граждан из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, признанного непригодным для проживания.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Из представленных сторонами доказательства, следует, что имеется опасность для жизни и здоровья проживающих в квартире истцов, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, что не оспаривается стороной ответчика.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников)
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм не зависит от субъекта обращения.
На основании изложенного, Администрация муниципального образования «Карсовайское» не обеспечила истцов жильем, которое бы отвечало санитарным и техническим требованиям, равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного непригодным для проживания.
Требование истцов о признании незаконным бездействия Администрации МО «Карсовайское» о принятии решения (распоряжения) с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: УР, <адрес> удовлетворению не подлежит, так как данное требование является основанием предъявления иска.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
исковые требования Варанкина Н. И., Варанкиной П. Н. к Администрации муниципального образования «Карсовайское» о признании бездействия Администрации муниципального образования «Карсовайское» о принятии решения (распоряжения) с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических лиц в установленные сроки и порядке; обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 43,69 квадратных метров на территории муниципального образования «Карсовайское» - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Карсовайское» предоставить вне очереди Варанкину Н. И., Варанкиной П. Н. жилое помещение по договору социального найма в виде двух комнатной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 43,69 квадратных метров, находящееся в черте <адрес> Удмуртской Республики.
Требование Варанкина Н. И., Варанкиной П. Н. к Администрации муниципального образования «Карсовайское» о признании бездействия Администрации муниципального образования «Карсовайское» о принятии решения (распоряжения) с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических лиц в установленные сроки и порядке - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
***
***
***
Судья С.В. Гафурова