Дело № 2-345/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: К.В.Чупуковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с применением видеоконференц-связи по иску Михайлова А.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия об установлении факта, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Михайлов А.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обратился в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района РК, Министерству социальной защиты, труда и занятости РК, где просил возложить обязанность на администрацию Прионежского муниципального района РК признать факт невозможности возврата в закрепленное жилое помещение по адресу: ...; обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости РК включить истца в учетный список по Прионежскому району на получение специализированного жилого помещения по договору найма; предоставить истцу жилое помещение к ДД.ММ.ГГГГ г.
В обоснование иска Михайлов А.В. указал на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец лишен родительских прав. За истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .... ДД.ММ.ГГГГ г. Михайлов А.В. обратился в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, на что получил отказ со ссылкой на достижение последним возраста 23 лет. Истец считает вышеуказанный отказ ответчика неправомерным.
Истец в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК Гресь Ю.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что истец до 23 лет не обратился с заявлением о постановке на очередь, а это является обязательным условием; на территории Прионежского района истец не проживает с ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. снят с регистрационного учета.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости РК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что отец истца лишен родительских прав решением ... суда от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении детей: Михайлова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением администрации местного самоуправления Прионежского района от ДД.ММ.ГГГГ г. № несовершеннолетний Михайлов А.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, направлен в ..., зачислен на полное гособеспечение со дня его прибытия; за истцом закреплена жилая площадь по адресу: ....
Постановлением администрации Прионежского муниципального района РК от ДД.ММ.ГГГГ г. № Михайлову А.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с тем, что он на момент обращения с заявлением о признании факта невозможности проживания в жилом помещении, в силу возраста не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки администрации ... сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № усматривается, что Михайлов А.В. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ г. на основании заявления отца и справки Верховного Суда ....
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или неимущественных прав граждан, в том числе факт родственных отношений.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В соответствии с положениями статей 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась ранее в статье 57 Жилищного кодекса РФ.
С 01.01.2013 года законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В новой редакции вышеуказанная статья изложена так - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года), п.6 ст.3 Закона РК от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года), подп. 2 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 года № 921-ЗРК (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не только принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключают договоры найма специализированных жилых помещений, но и предоставляют уполномоченному органу сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 года № 921-ЗРК).
Статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ предусматривает, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по принятию решения об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда; по исключению жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда; по заключению договоров социального найма с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что по законодательству, действующему до 01.01.2013 года, истец права на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имел, так как за ним было сохранено жилое помещение. 23 года истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ г.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из дела следует, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обращался; ранее за ним было закреплено жилое помещение; с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Михайлов А.В. обратился только ДД.ММ.ГГГГ г., но ему было отказано; на момент принятия новой редакции Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ истец был снят с регистрационного учета (...); с ДД.ММ.ГГГГ г., когда Михайлов А.В. выпустился из детского дома, последний на территории ... сельского поселения и Прионежского муниципального района РК не проживал; данные обстоятельства подтверждены пояснениями самого истца и копиями .... Соответственно, местом жительства истца Прионежский район не является, а данное обстоятельство является существенным при разрешении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, так как они не основаны на законе.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в иске Михайлову А.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия об установлении факта, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 12 июля 2017 года.