Дело № 2-156/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» сентября 2017 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при секретаре Яковлевой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Севского района Брянской области Минакова В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области к Муниципальному образованию «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области о понуждении к совершению действий по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Пушкинское сельское поселение» о понуждении к совершению действий по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, указав, что прокуратурой Севского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Пушкинского сельского поселения.
В ходе проверки было установлено, что на территории Пушкинского сельского поселения не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также администрация Пушкинского сельского поселения не принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на поднадзорной территории.
Ранее прокуратурой Севского района 13.04.2017 года в адрес главы администрации Пушкинского сельского поселения Севского района было направлено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, в связи с неорганизацией деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Пушкинского сельского поселения.
Однако, до настоящего времени данные нарушения не устранены, на территории Пушкинского сельского поселения деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не организована, централизованный сбор и транспортировка твердых коммунальных отходов не осуществляется. Ненадлежащее выполнение администрацией Пушкинского сельского поселения мероприятий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на поднадзорной территории свидетельствует о невыполнении в полном объеме вышеуказанных требований федерального законодательства об отходах производства и потребления и нарушает права и законные интересы жителей муниципального образования на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, что может привести к различного рода негативным последствиям для окружающей среды и здоровья граждан.
При этом, фактически твердые коммунальные отходы несанкционированно размещаются жителями на территории Пушкинского сельского поселения.
Просит обязать МО «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организовав их централизованный сбор и транспортировку на территории Пушкинского сельского поселения Севского района.
Определением Севского районного суда Брянской области от 01.08.2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Севского муниципального района Брянской области.
Представитель администрации Севского муниципального района Брянской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия, старший помощник прокурора Севского района Брянской области Минаков В.Е., представитель ответчика МО «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области Драгунов И.В. согласны рассмотреть дело без участия не явившегося представителя, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя администрации Севского муниципального района Брянской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Севского района Брянской области Минаков В.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МО «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области Драгунов И.В. в судебном заседании исковые требования признал частично по основаниям, указанным в возражении по иску.
Выслушав старшего помощника прокурора Севского района Брянской области Минакова В.Е., представителя ответчика МО «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области Драгунова И.В., изучив материалы дела, огласив их, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 05.12.2014 № 80-3 «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статья 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 21 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Севского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Пушкинского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что на территории Пушкинского сельского поселения не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также администрация Пушкинского сельского поселения не принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на поднадзорной территории.
Прокуратурой Севского района было вынесено представление главе администрации Пушкинского сельского поселения с требованием устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
Как видно из материалов дела, постановлением Пушкинской сельской администрацией № от ДАТА. утвержден «Порядок организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Пушкинского сельского поселения Севского муниципального района Брянской области».
Согласно п. 2.1 Порядка, к вопросам местного значения сельского поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения.
Управление в области сбора и вывоза ТКО на территории Пушкинского сельского поселения осуществляет администрация поселения в части:
- осуществления координации деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих соответствующие лицензии на осуществление сбора и транспортирования ТКО;
-организация работы по определению мест размещения контейнерных площадок, контейнеров и иных мест, хранения ТКО, их учета в населенных пунктах;
-проведение с гражданами, проживающими в населенных пунктах, организационной и разъяснительной работы по вопросам осуществления сбора и транспортирования ТКО;
-обеспечения контроля за заключением договоров на сбор и транспортирование ТКО;
Из письменного объяснения главы администрации муниципального образования «Пушкинское сельское поселение» Драгунова И.В. следует, что на территории сельского поселения не организована деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, администрация не принимает участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на поднадзорной территории. Прокуратурой Севского района 13.04.2017 года в адрес администрации Пушкинского сельского поселения было направлено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Однако, до настоящего времени данные нарушения не устранены. Договор с какой-либо организацией на сбор и вывоз ТБО не заключен. Твердые коммунальные отходы несанкционированно размещаются жителями на территории Пушкинского сельского поселения (л.д.8-9).
Таким образом, невыполнение администрацией Пушкинского сельского поселения возложенных на нее обязанностей по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории поселения нарушает право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Бездействие администрации Пушкинского сельского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни, здоровью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное образование «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организовав их централизованный сбор и транспортировку на территории Пушкинского сельского поселения Севского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.И. Рухмаков