Решение по делу № 33а-588/2020 от 12.02.2020

Судья Зюзин А.В. Дело № 2а-773/2019

Докладчик Неволина Е.В. Дело № 33а-588/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2020 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Неволиной Е.В.,

судей Лихачевой С.А., Менц О.П.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению К о признании незаконным со дня принятия решения Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 31 октября 2019 года «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации»,

по апелляционной жалобе административного истца К на решение Долинского городского суда от 16 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия

установила:

11 ноября 2019 года К обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 31 октября 2019 года «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что названным решением досрочно прекращены его полномочия депутата представительного органа местного самоуправления - Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» (далее по тексту также - Собрание), в связи с несоблюдением им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, выразившихся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Не оспаривая факт непредставления указанных сведений, административный истец полагал досрочное прекращение его полномочий незаконным, ссылаясь на не соответствие наименования оспариваемого решения его содержанию, на отсутствие в решении нормативного обоснования. Также считал, что представительный орган местного самоуправления должен был оставить без рассмотрения письмо Губернатора Сахалинской области о несоблюдении обязанности по представлению сведений о доходах из-за отсутствия обоснования и несоответствия требуемой формы обращения. Кроме того полагал, что у представительного органа местного самоуправления отсутствует право досрочно прекращать полномочия депутата без предварительного подтверждения в судебном порядке факта несоблюдения им требований законодательства. Ссылался на отсутствие в нормативных правовых актах органа местного самоуправления регламентации проведения процедур по досрочному прекращению полномочий депутата и полагал нарушенным порядок принятия решения о досрочном прекращении его полномочий.

В суде первой инстанции К административный иск поддержал; представители административного ответчика Д и М требования не признали.

Судом принято вышеназванное решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе К просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое - об удовлетворении заявленных им требований. Полагает, что суд неверно оценил его доводы и доказательства, не принял во внимание показания допрошенных свидетелей, неправильно истолковал содержание муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Собрание муниципального образования городской округ «Долинский» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, не возражали против проведения судебного заседания в их отсутствие, что зафиксировано в телефонограммах.

Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из требований части 7 статьи 150 поименованного кодекса, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ, без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Согласно части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий депутата Собрания городского округа «Долинский» приведены в части 6.1 статьи 32 Устава муниципального образования городской округ «Долинский», а также в части 2 статьи 4 «Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица», утвержденного решением Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 28 июля 2016 года № 455/38 (л.д. 135-147).

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в части 4.5 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В части 4 статьи 5 поименованного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа законодатель отнес к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 42 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

На основании вышеприведенных нормативных правовых актов решением Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 25 февраля 2016 года № 387/33 утверждено Положение о порядке представления депутатами Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, обязывающее депутатов Собрания ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять такие сведения Губернатору Сахалинской области путем их подачи или направления в уполномоченный орган государственной власти Сахалинской области, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - уполномоченный орган), лично или посредством почтовой связи.

Таким образом, после вступления в законную силу названного муниципального правового акта, депутаты Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» обязаны предоставлять предусмотренные федеральным законодательством сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно статье 3 Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года № 106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений» (далее – Закон Сахалинской области от 27 ноября 2017 года № 106-ЗО), по итогам проверки сведений Губернатор Сахалинской области при выявлении фактов несоблюдения лицом, замещающим отдельную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» принимает решение об обращении в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего отдельную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания.

Из указанных положений закона следует, что представительный орган муниципального образования наделен правом на принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутата на основании полученных сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Законом о противодействии коррупции.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Порядок проведения заседаний Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области и принятия решений определены Регламентом, утвержденным решением Собрания от 13 декабря 2018 года № 37/4 (л.д. 104-124) (далее - Регламент).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2018 года К зарегистрирован депутатом Собрания муниципального образования городского округа «Долинский» шестого созыва (л.д.153-155).

Исходя из приведенных выше законоположений, депутат К обязан был в срок до 30 апреля 2019 года предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

13 декабря 2018 года К ознакомлен со сроками сдачи в 2019 году справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д. 149).

Письмом Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от 13 мая 2019 года в Собрание муниципального образования городской округ «Долинский» направлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, представленные депутатами данного представительного органа, из которых следовало отсутствие требуемых сведений от депутата К

Телефонограммой председателя Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 18 июня 2019 года депутат К извещен о неподаче им справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

02 октября 2019 года Губернатор Сахалинской области, указывая на неисполнение депутатом К обязанности, установленной федеральным законодательством, по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, обратился в Собрание муниципального образования городского округа «Долинский» для принятия соответствующего решения (л.д. 156-157).

Также 02 октября 2019 года из Долинской городской прокуратуры в адрес Собрания поступила информация с требованием о рассмотрении на ближайшем заседании вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата К ввиду несоблюдения им требований законодательства о противодействии коррупции (л.д. 158-161).

На основании постановления Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 04 октября 2019 года создана комиссия по проверке фактов и обстоятельств непредставления депутатами сведений о доходах (л.д.167, 168).

15 октября 2019 года комиссией составлен акт об установлении факта нарушения депутатом К положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Положения «О порядке представления депутатами Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», утвержденного решением Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от 25 февраля 2016 года № 387/33 (л.д.162-163).

Один экземпляр акта направлен в адрес К заказным письмом и получен им 18 октября 2019 года (л.д. 169-171).

Правом, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 4 Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица, обжалования данного акта К не воспользовался.

Вопрос о досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» К был включен в повестку заседания 15 сессии Собрания муниципального образования под номером 13, рассмотрен на заседании 31 октября 2019 года и, путем открытого голосования большинством голосов при наличии кворума, по нему принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата К (л.д.172, 173-183).

Решение Собрания от 31 октября 2019 года опубликовано в газете «Долинская правда» от 08 ноября 2019 года (л.д. 184).

Проанализировав вышеприведенные положения федерального законодательства, а также Устав городского округа, Регламент Собрания городского округа, Положение о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата К является законным и обоснованным. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение принято в установленном порядке, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку факт непредставления сведений за 2018 год в установленный срок (до 30 апреля 2019 года) подтверждается материалами дела и административным ответчиком не оспаривался. Нарушений процедуры принятия оспариваемого решения не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с положениями части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда подробно мотивировано, в том числе и по доводам, аналогичные которым содержатся в апелляционной жалобе, не опровергающим и не ставящим под сомнение правильность сделанных судом выводов. По существу все они были предметом оценки суда первой инстанции, с которой согласна апелляционная инстанция.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, либо без должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением К обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности представления требуемых сведений в установленный срок, не имеется. Более того, из объяснений К на заседании 15 сессии Собрания депутатов 31 октября 2019 года и в судебном заседании следует, что он не относит себя к лицам, которые должны представлять такие сведения, и не намерен был их подавать.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие документальных доказательств ознакомления депутатов Собрания с проектом оспариваемого решения, не свидетельствует о его незаконности, поскольку Регламентом Собрания не предусмотрено вручение проектов решений под роспись.

Так, согласно пункту 8.1 статьи 8 Регламента извещение о дате, времени, месте проведения сессии и вопросах, выносимых на рассмотрение сессии Собрания, председатель Собрания направляет депутатам и мэру не позднее чем за 5 дней до начала очередной сессии. С проектами документов к вопросам, предлагаемым на рассмотрение сессии Собрания, депутаты могут ознакомиться не позднее пяти дней до начала работы сессии.

Из материалов дела видно, что о вынесении председателем Собрания для обсуждения на очередной сессии решения о досрочном прекращении полномочий депутата К последнему стало известно 25 октября 2019 года на заседании комиссии по экономике, бюджету и этике (л.л. 185-188).

Как следует из протокола заседания 15 сессии Собрания от 31 октября 2019 года, проекты решений вручены своевременно, заявлений от депутатов о не ознакомлении их с вопросами, вынесенными на рассмотрение сессии, либо о несоблюдении возможности ознакомиться с проектами документов, не поступало (л.д. 173-183).

Отсутствие пояснительной записки к проекту оспариваемого решения, на что в своей апелляционной жалобе ссылается административный истец, не может являться основанием для признания решения незаконным, так как согласно пункту 22.1.1 статьи 22 Регламента пояснительная записка к проекту решения составляется только при необходимости.

Таким образом, требования Регламента при подготовке и принятии оспариваемого решения не нарушены.

Применение к спорным правоотношениям по аналогии положений статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ - об удалении главы муниципального образования в отставку, не допустимо, поскольку в отношении депутатов действуют иные нормы закона, приведенные выше. Доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Поскольку постановленное судом решение соответствует закону и установленным обстоятельствам, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Долинского городского суда от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К - без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Неволина

Судьи С.А. Лихачева

О.П. Менц

33а-588/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудряшов Александр Викторович
Ответчики
Собрание МО ГО "Долинский"
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Неволина Елена Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
13.02.2020Передача дела судье
26.03.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2020Передано в экспедицию
26.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее