РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Яковленко А.В.,
с участием истца Андреевой Г.Г., представителя истцов Андреевой Г.Г., Андреева В.Т., Андреевой А.Т. Болтановой М.А., действующей на основании нотариально удостоверенных доверенностей от **.**.**** сроком действия два года, от **.**.**** сроком действия три года, от **.**.**** сроком действия три года с полным объемом процессуальных прав,
в отсутствие представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, истцов Андреева В.Т., Андреевой А.Т.,
рассматрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-776/2020 по иску Андреевой Г.Г., Андреевой А.Т., Андреева В.Т. к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истцы указали, что являются нанимателями жилого помещения – 2 комнат в общежитии на основании ордера *** от **.**.****, расположенного по адресу: ****. Заключением межведомственной комиссии от **.**.**** *** жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени квартира истцам не предоставлена. Проживать в жилом помещении из-за его аварийного состояния невозможно и опасно. Возможность приобрести в собственность и обеспечить себя иным жилым помещением не имеется в ввиду низкого материального обеспечения. Просят обязать ответчика предоставить истцам вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное применительно к условиям жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте города Усть-Илимска, жилой площадью не менее *** кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат.
В судебном заседании истец Андреев Г.Г., представитель истцов Болтанова М.А. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Дополнительно суду пояснили, что продолжают проживать в жилом помещении, поскольку другого жилого помещения они не имеют.
Истцы Андреев В.Т., Андреева А.Т. в судебное заседание не явились. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Представитель ответчика Николаева И.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных возражениях от **.**.****, **.**.**** указала, что доказательств того, что жилой дом и жилое помещение, в котором проживают истцы признаны непригодными для проживания и представляют опасность для жизни и здоровья людей, требуется незамедлительное переселение граждан – истцом суду не представлено. Помимо истцов в указанном жилом доме продолжают проживать наниматели и собственники жилых помещений. Истцы не состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Просит принять к сведению, что по вопросу предоставления временного жилого помещения по договору маневренного фонда до расселения и сноса аварийного жилья в связи с неудовлетворительным состоянием квартиры, истцы в Департамент не обращались. Жалоб от истца на неудовлетворительное состояние муниципальной квартиры в адрес Департамента не поступило. Департамент не согласен с требованием истцов о предоставлении жилого помещения не менее *** кв.м., так как согласно технического паспорта жилого дома, **** имеет общую площадь *** кв.м., жилую площадь *** кв.м. Оценка и обследование жилого помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим носу или реконструкции осуществляются только межведомственной комиссией, которая при обследовании жилых помещений городского округа создается органом местного самоуправления. Учитывая изложенное, Департамент полагает, что ст. 10 Конституции РФ устанавливает принцип разделения властей, следовательно, суд не вправе подменять органы местного самоуправления и на основании экспертного диагностического обследования признавать жилое помещение не пригодным для проживания. До настоящего времени истцы с заявлением в орган местного самоуправления о признании в установленном порядке непригодной для проживания **** пер. Северный, ****, в орган местного самоуправления не обращались. Просила в иске отказать.
С согласия лиц, участвующих в деле, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав пояснения истца Андреевой Г.Г., представителей истцов Болтановой М.А., исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу положений ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57).
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Предоставление жилых помещений в г. Усть-Илимске отнесено к компетенции Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в соответствии с решением Городской Думы шестого созыва от **.**.**** ***.
На основании части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно дубликату ордера *** от **.**.****, Андреевой Г.Г. предоставлено жилое помещение, состоящее из *** комнат, площадью *** кв.м., по адресу: пер. Северный, ****, на состав семьи *** человека: муж Андреев Тимур, сын Андреев В.Т., дочь Андреева А.Т. (л.д. 16).
Из свидетельств о рождении следует, что Андреев В.Т. и Андреева А.Т. являются детьми Андреевой Г.Г. и *** (л.д. 18, 19).
Из свидетельства о смерти следует, что ***, **.**.**** года рождения, умер **.**.****, место смерти ****, о чем в отделе ЗАГС **** **** сделана запись о смерти *** от **.**.**** (л.д. 17).
Согласно справке ООО «УИ ЖКХ-2008» от **.**.**** следует, что жилом помещении по адресу: ****, пер. Северный, **** зарегистрированы Андреев Г.Г. с **.**.****, Андреева А.Т. с **.**.****, Андреев В.Т. с **.**.**** (л.д. 9).
Постановлением Администрации города Усть-Илимска от **.**.**** *** многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 48, 49).
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п. 49 данного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Постановлением Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** утверждены Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории г. Усть-Илимска.
Постановлением Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** с учетом изменений от **.**.**** *** утверждена муниципальная программа муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» сроком действия с ***, целью которой является улучшение жилищных условий жителей города, жилой дом по адресу: ****, включен в реестр ветхих и аварийных жилых домов г. Усть-Илимска, процент износа составляет 100% (л.д. 52-79).
Как следует из заключения межведомственной комиссии от **.**.****, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15).
Таким образом, суд установил, что многоквартирный дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу, а жильцы подлежащими выселению.
Из доводов отзыва ответчика следует, что у истцов отсутствует право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку они не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не признаны в установленном законом порядке малоимущими, как и не представлены доказательства, что проживание в жилом помещении создает для истцов угрозу его жизни и здоровью.
Несмотря на то, что истцы не признаны в установленном порядке малоимущими и не состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд вправе признать их таковыми по следующим основаниям.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05.03.2009 № 376-О-П, от 03.11.2009 № 1368-О-О, от 19.10.2010 № 1328-О-О, от 26.05.2011 № 643-О-О, от 21.12.2011 № 1655-О-О, указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В данном определении также отмечено, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
В судебном заседании из пояснений истца Андреевой Г.Г. было установлено, что истцы на учете в Администрации города Усть-Илимска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не значатся, также как и в списках малоимущих граждан, с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий они не обращались.
В связи с чем суд пришел к выводу, что факт отсутствия нахождения истцов в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья.
Между тем с 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Поскольку до 1 января 2005 года (введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации) истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суду следует установить её объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 ЖК РФ.
В соответствии с Законом Иркутской области № 125-оз от 17.12.2008 «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области» граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 2 статьи 3 Закона ***-оз).
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления суммы доходов всех членов семьи, полученных ими в течение расчетного периода, на двенадцать месяцев и на количество членов семьи, при этом доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 4), а стоимость имущества членов семьи определяется в отношении движимого и недвижимого имущества по его рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании; в отношении земельных участков – на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков (статья 5 Закона №125-оз).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 указанного Закона Иркутской области № 125-оз, размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, определяется в соответствии со следующей формулой:
Р.с. = К.ч.с. x (Р.д. - 2 x П.min.) x 36 месяцев,
где Р.с. - размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет;
К.ч.с. - количество членов семьи;
Р.д. - размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи;
П.min. - величина прожиточного минимума, установленная Правительством Иркутской области, в расчете на душу населения с территориальной дифференциацией уровня цен по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, районам Крайнего Севера и иным местностям.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 28.04.2020 № 289-пп величина прожиточного минимума за I квартал 2020 года по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете на душу населения, составила 15 443 рубля.
Согласно приказу Минстроя России от 13.03.2020 № 122/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации на II квартал 2020 года» и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации за II квартал 2020 года средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Иркутской области составила 47 678 рублей.
Как следует из Постановления Администрации города Усть-Илимска от 22.02.2018 № 86 «Об установлении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Усть-Илимск на 2018 год» норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Усть-Илимск на 2018 год при строительстве нового жилья равен 35 768 рублей, при приобретении жилья на вторичном рынке – 28 175 рублей.
Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 15.06.2015 № 719 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске» норма предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Усть-Илимска установлена в размере 18,0 кв.м на одного человека.
Таким образом, для самостоятельного приобретения другого благоустроенного жилого помещения истцам необходимо иметь возможность накопить в течение трех лет сумму в размере не менее ***
В соответствии с Законом Иркутской области № 125-оз от 17.12.2008 суд обязан учитывать имущественное положение истцов.
Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРН сведений от **.**.****, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от **.**.**** зарегистрированные права на имеющиеся объекты недвижимости у Андреевой Г.Г., Андреевой А.Т., Андреева В.Т. отсутствуют (л.д. 85, 91, 112, 113).
Из справки Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области от **.**.**** следует, что Андреев Г.Г., Андреева А.Т., Андреев В.Т. на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя, а также владельцев недвижимого имущества и земельных участков не состоят (л.д. 34).
Согласно справке РЭО ОГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» от **.**.****, зарегистрированных транспортных средств на Андрееву Г.Г., Андрееву А.Т. не имеется (л.д. 35).
По сведениям ГУ МЧС по Иркутской области от **.**.****, Андреев Г.Г., Андреева А.Т., Андреев В.Т. не имеют зарегистрированных водных транспортов (л.д. 32, 95).
Из карточек учета транспортных средств следует, что Андреев В.Т. является собственником автомобиля *** (л.д. 36).
Из отчета об оценке *** от **.**.****, составленного ***», следует, что рыночная стоимость автомобиля ***
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за *** год от **.**.****, выданной ***», общая сумма дохода Андреева В.Т. за период *** составила без учета подоходного налога ***, размер исчисленного и удержанного налога составил ***.
Из справки *** от **.**.****, выданной ***» Андреев В.Т. работает с **.**.**** в должности картографа, переведен на должность директора **.**.****, с **.**.**** и по настоящее время находится в отпуске без сохранения заработной платы.
Из справки о доходах и суммах налога физического лица за *** от **.**.****, выданной ***», следует, что общая сумма дохода Андреевой Г.Г. составила без учета подоходного налога *** рублей, размер исчисленного и удержанного налога составил *** рублей.
Факт трудовых отношений Андреевой Г.Г. подтверждается сведениями из трудовой книжки.
Размер дохода Андреева В.Т. и Андреевой Г.Г. подтверждается сведениями **** от **.**.**** (л.д. 92, 93).
Согласно справке ОГКУ ЦЗН г. Усть-Илимска от **.**.**** следует, что Андреева А.Т. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с **.**.****, по настоящее время состоит на учете.
С учетом изложенного доход на каждого члена семьи Андреевой Г.Г. составляет ***, т.е. менее прожиточного минимума, установленного Постановлением Правительства Иркутской области от 28.04.2020 № 289-пп, что не позволяет нанимателю и членам его семьи совместно в течение трех лет накопить какую-либо сумму, в том числе более необходимой в размере *** рублей,.
Совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности нанимателя и члена ее семьи *** также меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в городе Усть-Илимске, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из чего следует с учетом стоимости имущества – автомобилей, что наниматель и члены его семьи не имеют материальной возможности в течение трех лет накопить какую-либо сумму, в том числе более необходимой в размере *** рублей, и приобрести за счет собственных средств другое благоустроенное жилое помещение, что позволяет суду установить их объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 ЖК РФ.
При этом суд учитывает, что согласно п.п. «з» п. 5 «Перечня видов доходов, учитываемых органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в Иркутской области», являющегося Приложением к Закону Иркутской области «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области» от 17.12.2008 № 125-оз, пособия на ребенка не относятся к доходам граждан и членов их семей, учитываемым органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
При решении вопроса о размере общей площади подлежащего предоставлению истцу другого пригодного для проживания жилого помещения суд учитывает следующее.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, поскольку жилое помещение предоставляется истцу не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Значения размера жилой площади, занимаемого истцом жилого помещения, не учитываются.
Верховный Суд Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) указал о том, что Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма, в связи с чем в данном случае необходимо применение в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ по аналогии положений статей 15, 16, 42 ЖК РФ.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии со ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.
Исходя из содержания положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи и применительно к тому, что занимаемое истцом непригодное для проживания жилое помещение находится в жилом доме - бывшем общежитии коридорного типа и не имеет вспомогательных помещений, которые находятся при этой комнате, следует, что в общую площадь комнат подлежит включению жилая площадь самих комнат, а также доля площади вспомогательных помещений всего дома в целом, используемых для обслуживания более одной комнаты.
Согласно копии поэтажного плана и экспликации многоквартирного дома по состоянию на *** год, техническому паспорту на многоквартирный дом по адресу: ****, *** расположена на втором этаже указанного дома, состоит из: жилой комнаты - ***
Поскольку обязанность технической инвентаризации объектов недвижимого имущества возложена на Бюро технической инвентаризации, суд считает надлежащим доказательством размера общей площади поэтажные планы и экспликации к ним, и надлежащей общую площадь ранее занимаемого истцом жилого помещения – *** кв.м.
Помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанные с их проживанием, расположены как на 1-ом, так и на 2-ом этажах дома, в том числе и для всех других имеющихся в доме комнат.
Поскольку в данном случае невозможно однозначно выделить конкретные помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд именно истца, то суд определяет общую площадь жилого помещения, подлежащую предоставлению истцу, в следующем порядке: жилая и вспомогательная площадь комнат истца плюс общая площадь всех вспомогательных помещений дома, приходящихся на долю комнат истца.
Соответственно, чтобы определить общую площадь, причитающуюся на квартиру истца, суд применяет по аналогии права ч. 2 ст. 42 ЖК РФ, то есть отношение площади всех квартир к площади вспомогательных помещений, используемых для удовлетворения бытовых и иных нужд всех комнат.
Всего общая площадь жилых квартир по дому составляет ***
***
***
***
***
Следовательно, по правилам ст. 89 ЖК РФ истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью ***
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в пользование истцам подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее ***.м., оснований для предоставления жилого помещения площадью ***м. суд не усматривает.
Довод ответчика о том, что переселение граждан осуществляется в соответствии с утвержденной программой и реестром переселения, суд не принимает. В положениях ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь (реестр очередности). Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что занимаемое истцом жилое помещение не создает угрозу для его жизни и здоровья.
В соответствии с определением суда от **.**.**** по делу было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, проведение которой было поручено ***
Согласно заключению эксперта от **.**.**** *** техническое состояние квартиры, расположенной по адресу: ****, оценивается как аварийное, недопустимое для проживания по существующим неудовлетворительным и небезопасным характеристикам строительных конструкций, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, грозящим опасностью обрушения, влекущим угрозу жизни и здоровью граждан для проживания в жилом помещении (л.д. 123-189).
Оценивая указанное экспертное заключение, суд приходит к выводу, что вопреки доводам ответчика, оснований для исключения данного доказательства, как не отвечающего требованиям ст. 60 ГПК РФ и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001г. № 73-ФЗ, не имеется.
Заключение составлено компетентным экспертом, который определен руководителем ООО ЦНЭ ИО «Эксперт-Центр», состоящего в штате учреждения. Эксперт, участвовавший в проведении исследований и составлении выводов, имеет необходимую квалификацию, которая подтверждена соответствующими письменными доказательствами, приобщенными к заключению, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Личной заинтересованности эксперта в даче заключения и исходе дела суд не усматривает.
В соответствии со статьей 41 ФЗ N 73 от 31 мая 2001 г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждениях лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Суд считает, что оснований не доверять выводам эксперта *** у суда не имеется. Как установлено материалами дела, *** имеет высшее профессиональное образование, квалификацию инженера по специальности инженер-строитель-технолог, прошел повышение квалификации по программе «Техническое обследование конструкций зданий и сооружений» и учебный курс для судебных экспертов, что подтверждается соответствующими свидетельствами и дипломами.
Как усматривается из материалов дела, лица, участвующие по данному делу, присутствовали при проведении осмотра экспертом. В распоряжение эксперта были представлены материалы данного гражданского дела, выводы эксперта по существу поставленных судом на разрешение экспертизы вопросов мотивированы, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Несогласие истца с экспертным заключением вызвано тем, что изложенные в нем ответы опровергают позицию ответчика.
По мнению суда, данное заключение в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к заключению эксперта, предусмотренным ст. 86 ГПК РФ и ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального закона, содержит подробное описание проведенного исследования и результаты исследования с указанием примененных методов, не допускает неоднозначное толкование, не вводит в заблуждение, является достоверным и допустимым доказательством. В связи с чем не имеется оснований для исключения данного экспертного заключения из числа надлежащих доказательств по делу. При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным положить указанное экспертное заключение в основу решения. Доказательства обратного ответчиком в судебное заседание не представлено.
Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по вопросам применения статей 86-89 ЖК РФ. Вместе с тем, так как муниципальный жилищный фонд находится в ведении ответчика, конкретные жилые помещения, которые могут быть предоставлены истцу, представителем ответчика не указаны, суд считает возможным вынести решение, не определяя конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма истцу.
В силу изложенного, ответчик обязан предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населённого пункта г. Усть-Илимска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 30,29 кв.м. и находящемуся в черте населённого пункта г. Усть-Илимска.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ *** ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.06.2020