Решение по делу № 12-903/2019 от 13.08.2019

Дело № 12-903/19

РЕШЕНИЕ

09 октября 2019 года                                                      гор. Махачкала

          Судья Ленинского районного суда гор. Махачкала – Магомедов С.И.

рассмотрев жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/14-АР/6 от 13 июня 2018 года об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

                  Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/14-АР/6 от 13 июня 2018 года, ОАО "Махачкалаводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей.

         В судебном заседании Муслимов Г.К действующий по доверенности, жалобу поддержал, просил суд её удовлетворить по основаниям в ней изложенным и пояснил, что ОАО "Махачкалаводоканал" принимает осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку через канализационные сети в очистное сооружение МУП "Очистные сооружения Канализация Махачкала-Каспийск", где осуществляются очистка и сброс сточных вод в Каспийское море. Разрешение на сброс сточных ввод имеет МУП " Очистные сооружения Канализация Махачкала-Каспийск". ОАО "Махачкалаводоканал" не имеет право сбрасывать сточные вводы в Каспийское море. Однако, в связи с увеличением темпа роста объектов капитального строительства, а также увеличением роста населения на территории МО "город Махачкала", в разы увеличилась нагрузка на системы водоотведения. В настоящее время фактический объем сточных вод поступающих на ГНС-6, находящейся на балансе МУП "Очистные сооружения канализации Махачкала-Каспийск", составляет около 65000000 куб/м, что превышает проектную мощность МУП "ОСК Махачкала-Каспийск". Однако в связи с сверхнормативным износом, а также технологическими особенностями фактический объем сточных вод, поступающих с систем водоотведения г.Махачкалы, ГНС-6 принять не может. В результате чего систематически происходят прорывы на напорных коллекторах. МУП "ОСК Махачкала-Каспийск" сообщила в адрес ОАО "Махачкалаводоканал", что пропускная возможность ГНАС-6 на сегодняшний день составляет 5500-600 м3/час или 130000-135000 м3/сут, но пропускная способность напорных коллекторов, которые эксплуатируются из-за износа не выдерживают большие нагрузки. При увеличении нагрузок учащаются аварийные прорывы на напорных коллекторах, которые могу вызвать последствия, вплоть до экологической катастрофы, не говоря об остановках самих коллекторов для ликвидации аварий. В связи с чем, оптимальная пропускная способность напорных коллекторов от ГНС-6 до Очистных сооружений составляет 110-115 тыс. м3/сут. У ОАО "Махачкалаводоканал" отсутствует техническая возможность транспортировки сбрасываемых вод в ГНС-6 для последующей очистки и сброса МУП "ОСК Махачкала-Каспийск". Юридическим лицом ОАО "Махачкалаводоканал" приняты все зависящие от него меры по их соблюдению законодательства. Просит суд постановление отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, ОАО «Махачкалаводоканал» привлечено к административной ответственности с грубым нарушением КоАП РФ, и процессуальных прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, гарантированным законом. При этом, не учтено, что юридическое лицо предприняло все предусмотренные законом меры к предотвращению нарушений в области охраны окружающей среды, что исключает его административную ответственность.

        В виду отсутствия необходимости вызова должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также органа вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, согласно разъяснения, содержащегося в п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела об АП, суд считает жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Основанием для привлечения ОАО «Махачкалаводоканал» явилось то, что при проведении рейдового осмотра водоохранной зоны Каспийского моря в границах административной территории города Махачкала 03.05.2018 г. обнаружен сброс сточных (ливневых) неочищенных вод в водный Каспийское море. Сброс осуществляется через асбестовую трубу диаметром приблизительно 1 метр. Место сброса находится недалеко от лечебно-оздоровительного комплекса «Белый Медведь» по следующим координатам: 42°58"03.4" СШ, 47°32"50.6" ВД.

По факту нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

В рамках расследования Департаментом направлен запрос в Управление Росприроднадзора по РД о предоставлении информации о постановке ОАО «Махачкалаводоканал» на государственный учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно в части, касающейся сброса сточных вод, расположенного в городе Махачкала в районе лечебно - оздоровительного комплекса «Белый Медведь» (координаты: 42°58"03.4" СШ, 7О32"50.6" ВД).

Письмом от 16.05.2018 года № 04-353 Управление Росприроднадзора по РД сообщило, что объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный в городе Махачкала в районе лечебно – оздоровительного комплекса «Белый Медведь» (координаты: 42°58"03.4" СШ, 47°32"50.6" ВД), на государственном учете не состоит.

Специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Республике Дагестан» осуществлен отбор проб и образцов сточных вод, сбрасываемых в каспийское море, для проведения экспертизы и химического анализа на наличие 1ревышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -, ЦЛАТИ по Республике Дагестан от 04 июня 2018 года № 50 по результатам количественного химического анализа проб сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов.

Превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Каспийское море в городе Махачкала недалеко от лечебно-оздоровительного комплекса «Белый Медведь» (координаты 42°58"03.4" СШ, 47°32"50.6" ВД) составляет: фосфат-ион в 2.5 раза, аммоний-ион в 8 раз, АПАВ в 2,2 раз, БГЖ5 в 7,3 раз, железо в 1,4 раз, цинк в 2 раза, сульфаты в 1.4 раза.

ОАО «Махачкалаводоканал» не поставило на государственный учет сброс сточных вод, расположенный в городе Махачкала недалеко от лечебно-оздоровительного комплекса «Белый Медведь» (координаты 42°58"03.4М СШ, 47°32’50.6" ВД) в качестве объектов негативного воздействия.

Исходя из изложенных обстоятельств в оспариваемом постановлении сделан вывод о наличии в действиях ОАО «Махачкалаводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Суд считает, что данный вывод не соответствует материалам дела и нормам закона.

В соответствии с п. 1 статьей 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно п. 1 ст. 69.2 указанного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с указанными нормами, обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возложена законом на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, принадлежащих данным лицам.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ОАО "Махачкалаводоканал" осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, расположенном в городе Махачкала в районе лечебно-оздоровительного комплекса «Белый Медведь», с которого осуществлялся сброс сточных вод.

Также в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют данные о принадлежности указанного объекта ОАО «Махачкалаводоканал».

Факт принадлежности указанного объекта не подтверждается ни решением Арбитражного суда РД от 20 апреля 2016 года по делу № А15-290/2016, ни решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 18 марта 20016 года, поскольку в настоящем деле отсутствуют материалы, позволяющие идентифицировать указанный в оспариваемом постановлении объект, оказывающий негативное воздействие, с объектами, указанным в данных судебных решениях.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Кроме того, если даже исходить из того, что ОАО «Махачкалаводоканал» обязано принять меры к постановке на государственный учет оказывающего негативное воздействие на окружающую среду объекта, расположенного в городе Махачкала в районе лечебно-оздоровительного комплекса «Белый Медведь», в деле отсутствуют сведения о времени начала использования ОАО «Махачкалаводоканал» указанного объекта.

Факт использования указанного объекта установлен только 3 мая 2018 года. С указанной даты шестимесячный срок, предусмотренный законом, для обращения с заявкой о постановке объекта на государственный учет не истек.

При изложенных обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ОАО "Махачкалаводоканал", подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях общества состава указанного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.9 КоАП РФ.

                    РЕШИЛ:

Жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" удовлетворить.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/14-АР/6 от 13 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ в отношении ОАО "Махачкалаводоканал" отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД участниками производства по делу об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения им или получения ими копии решения.

Судья                                     Магомедов С.И.

12-903/2019

Категория:
Административные
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедов Саид Ибрагимович
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее