Дело № 2а-671/2019
44RS0026-01-2019-000741-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2019 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Рунтовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Конькову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к Конькову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам. Требования мотивированы тем, что Коньков А.А. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по г. Костроме, прекратил деятельность в качестве предпринимателя 20.09.2016 года. В ходе своей предпринимательской деятельности ответчик исчислял и уплачивал ЕНВД. За несвоевременную уплату налога за второй квартал 2016 год в сумме 19 418 руб. начислены пени в сумме 2 516 руб. 53 коп. Также ответчику в ходе его предпринимательской деятельности начислялись и им уплачивались страховые взносы. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемое в ФОМС за 2016 год, начислены пени в сумме 248 руб. 17 коп. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных до 01.01.2017 года, начислены пени в сумме 13 992 руб. 01 коп. По состоянию на 02.07.2018 года не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные за 4 квартал 2016 года, в сумме 335 руб. 09 коп. Ответчику выставлялись требования об уплате страховых взносов и пени, которые не исполнены, задолженность не погашена. Изначально истец обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства, судебный приказ был отменен. Просили взыскать с ответчика пени по ЕНВД в сумме 2 516 руб. 53 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 248 руб. 17 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 992 руб. 01 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 335 руб. 09 коп., а всего 17 091 руб. 80 коп.
ИФНС России по г. Костроме, надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание своего представителя в суд не направила, просили рассмотреть дело в их отсутствие их.
Административный ответчик Коньков А.А., надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Судебное извещение, направленное по адресу регистрации административного ответчика, организацией почтовой связи возвращено в суд за невостребованностью адресатом.
Применительно к положениям п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Из материалов дела следует, что административному ответчику Конькову А.А. направлялось судебное извещение с уведомлением о вручении по адресу регистрации, однако конверт возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения». Доказательств, невозможности получения указанной корреспонденции не представлено. Неполучение административным ответчиком направленного ему судом судебного извещения является следствием отказа от получения судебной корреспонденции.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела, материалы административного дела судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы № 2а-1857/2018, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 3, 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 346.26 НК РФ).
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно ст. 346.27 НК РФ вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
В соответствии со ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи (ст. 346.31 НК РФ).
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса (ст. 346.32 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Коньков А.А. как индивидуальный предприниматель в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ являлся плательщиком единого налога на вмененный доход и страховых взносов.
Налогоплательщиком Коньковым А.А. единый налог на вмененный доход за второй квартал 2016 года в сумме 19 418 руб. в установленный законодательством срок не уплачен. За несвоевременную уплату налога начислены пени в сумме 2 516 руб. 53 коп.
Расчет размера пени по налогу произведен правильно и с соблюдением требований налогового законодательства, подтверждается представленными расчетами.
ИФНС России по г. Костроме Конькову А.А. выставлены требования: № 2973 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.01.2017 года, из которого следует, что числится задолженность по пени по ЕНВД в сумме 1 434 руб. 96 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 14.02.2017 года, № 13932 по состоянию на 24.03.2018 года, из которого следует, что числится задолженность по пени по ЕНВД в сумме 1 511 руб. 09 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 23.04.2018 года, № 29276 по состоянию на 25.06.2018 года, из которого следует, что числится задолженность по пени по ЕНВД в сумме 435 руб. 77 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 23.07.2018 года.
Копии указанных выше требований, документов об их направлении административному ответчику представлены административным истцом в материалы дела.
Статьей 23 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусмотрено, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку требования административного истца касаются взыскания пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского и пенсионного страхования за 2016 года, при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который с 01.01.2017 года утратил свою силу.
Частью 1 ст. 10 вышеуказанного закона определено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2); в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2).
Согласно ч. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
ИФНС России по г. Костроме Конькову А.А. выставлены требования: № 3758 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2018 года, из которого следует, что числится задолженность по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в сумме 10 487 руб. 08 коп., по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления в сумме 186 руб. 64 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 16.04.2018 года, № 17407 по состоянию на 09.06.2018 года, из которого следует, что числится задолженность по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в сумме 3 504 руб. 93 коп., по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС до 01.01.2017 года, прочие начисления в сумме 61 руб. 53 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 10.07.2018 года, № 17516 по состоянию на 02.07.2018 года, из которого следует, что числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления за 4 квартал 2016 года в сумме 335 руб. 09 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 23.07.2018 года.
Копии указанных выше требований, документов об их направлении административному ответчику представлены административным истцом в материалы дела.
Сведений об исполнении административным ответчиком в полном объеме требований в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты задолженности в установленный срок производится взыскание в судебном порядке.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция должна была обратиться в суд с заявлением по требованию 3758 от 17.03.2018 года (по сроку уплаты до 16.04.2018 года), в срок до 16.10.2018 года. С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы обратились 21.09.2018 года. Срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Суд учитывает, что ранее ИФНС России по г. Костроме обратилась 21.09.2018 года к мировому судье за взысканием этой же задолженности в приказном порядке. 21.09.2018 года мировым судьей судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы был вынесен судебный приказ № 2а-1857/2018, которым с Конькова А.А. взысканы в пользу ИФНС России по г. Костроме задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 335 руб. 09 коп., пеней по единому налогу на вмененный доход в сумме 2 516 руб. 53 коп., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 992 руб. 01 коп., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 248 руб. 17 коп., а всего 17 091 руб. 80 коп.
В связи с поступлением возражений от должника Конькова А.А. определением мирового судьи судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы от 06.11.2018 года судебный приказ был отменен.
По смыслу положений ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция должна была обратиться в суд с заявлением по данным требованиям в шестимесячный срок после отмены судебного приказа. Административное исковое заявление подано в суд 25.04.2019 года, то есть в установленный законом срок.
Правильность расчета сумм недоимки по обязательным платежам и пени проверена судом, расчет взыскиваемых сумм не оспорен административным ответчиком, срок обращения в суд по заявленным требованиям соблюден, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленные выше обстоятельства подтверждаются представленными ИФНС России по г. Костроме доказательствами, а требования административного истца основаны на законе.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом положений п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации - специального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит в доход бюджета городского округа г. Кострома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по г. Костроме к Конькову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Конькова А.А. в пользу ИФНС России по г. Костроме пени по ЕНВД в сумме 2 516 рублей 53 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 248 рублей 17 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 992 рубля 01 копейка, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 335 рублей 09 копеек, а всего 17 091 рубль 80 копеек.
Взыскать с Конькова Алексея Анатольевича в бюджет городского округа г. Кострома государственную пошлину в размере 683 рубля 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Мохова