Решение по делу № 2а-398/2019 от 15.11.2019

Дело № 2а-398/2019

УИД 11RS0014-01-2019-000853-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос               23 декабря 2019 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Бураковой Л.Б., с участием прокурора Конова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным постановления, его отмене,

установил:

прокурор Корткеросского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным постановления ХХХ от <дата> «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и его отмене. В обоснование указано, что оспариваемым постановлением ООО «Ремонт и Услуги» предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью <...> кв.м. в районе <адрес> для размещения постоянного гаража с несколькими стояночными местами. Основания, по которым ООО «Ремонт и Услуги претендует на получение земельного участка без проведения торгов, в заявлении не указаны. В связи с чем полагает, что земельный участок испрашивался юридическим лицом для целей, не предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Кроме того, у заявителя отсутствовали основания для предоставления ему земельного участка без проведения торгов.

В судебном заседании представитель административного истца Конов Д.А. настаивал на удовлетворении иска и доводах, изложенных в нем.

Административный ответчик, заинтересованное лицо надлежаще извещены о дате и времени рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, помимо прочего: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (ч. 9).

Прокуратурой Корткеросского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Корткеросский» требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками, в ходе которой установлен факт предварительного согласования предоставления земельного участка ООО «Ремонт и Услуги».

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» ХХХ от <дата> на основании стст. 11.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ (далее также Кодекс) предварительно согласовано предоставление без торгов ООО «Ремонт и Услуги» земельного участка с условным кадастровым номером ХХХ из земель населенного пункта, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне П-2 (зона коммунально – складских предприятий). Установлен вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Этим же постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории сельского поселения «<адрес>».

Согласно ст. 11 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Ст. 39.14 Земельного кодекса РФ закреплен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса; обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ; подача заявления о предоставлении земельного участка; заключение соответствующего договора (купли-продажи, аренды и др.).

Так, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов), которая носит заявительный характер. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 Кодекса.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 Кодекса (ч. 1 ст. 39.15 Кодекса).

Как усматривается из соответствующего заявления ООО «Ремонт и Услуги», основания предоставления земельного участка без проведения торгов последним не были указаны и соответствующие подтверждающие документы в администрацию не предоставлены.

Случаи и категории граждан и юридических лиц, когда осуществляется предоставление земельных участков без торгов в собственность за плату, перечислены в ст. 39.3 Кодекса, в собственность бесплатно - в ст. 39.5, в аренду - в ст. 39.6, в постоянное (бессрочное) пользование - в ст. 39.9, в безвозмездное пользование - в ст. 39.10.

Между тем, из предоставленных суду документов не следует, что ООО «Ремонт и Услуги» относится к категории лиц, указанных в перечисленных статьях, а также имеет какие-либо иные законные основания для получения испрашиваемого земельного участка в собственность, аренду либо на ином праве без проведения торгов, в том числе наличие на испрашиваемом участке принадлежащих данному Обществу зданий и сооружений в порядке ст. 39.20 Кодекса.

Ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Между тем, при наличии оснований, предусмотренных в указанной статье, административным ответчиком решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО «Ремонт и Услуги» не принято, напротив, вынесено оспариваемое постановление, не соответствующее вышеприведенным требованиям кодекса.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (чч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).

Судом установлен факт неправомерности оспариваемого постановления.

Срок обращения прокурора с административным исковым заявлением не нарушен.

Учитывая, что как на день принятия спорного постановления, так и на день рассмотрения административного искового заявления прокурора, отсутствовали законные основания для принятия постановления ХХХ от <дата>, которое в силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ влечет представление земельного участка заинтересованному лицу без проведения торгов, следовательно, данное постановление нарушает законные интересы неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, поскольку лишает их возможности получения спорного участка на законных основаниях. Кроме того, предоставление испрашиваемого участка в обход процедуры торгов нарушает права муниципального образования муниципального района на получение денежных средств, которые могут быть получены им в ходе проведения аукциона по продаже участка либо права аренды участка.

Устранение допущенных нарушений возможно путем отмены спорного постановления.

Указанные обстоятельства в совокупности являются основанием для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Корткеросского района удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка». Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» отменить постановление от <дата> ХХХ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 27.12.2019.

2а-398/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Корткеросского района
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
23.11.2019Регистрация административного искового заявления
23.11.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2019Предварительное судебное заседание
15.12.2019Судебное заседание
21.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее