Решение по делу № 2-107/2016 от 31.03.2016

Дело № 2-107/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Рамешки 30 мая 2016 года

Рамешковский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Марковой В.В.,

при секретаре Романовой В.Н.,

с участием помощника прокурора Савельева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1, администрации Рамешковского района Тверской области, Рамешковскому районному отделу образования, Комитету по управлению имуществом Рамешковского района об обязании организовать горячее водоснабжение зданий № 1 и № 2 Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 в срок до (дата),

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе обратились в суд с заявлением о возложении на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, администрацию Рамешковского района обязанности организовать горячее водоснабжение зданий № 1 и № 2.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства об организации питания детей в дошкольных организациях Рамешковского района.

Проверкой установлено, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 1 (далее МДОУ детский сад № 1) допускаются нарушения указанного законодательства, которые нашли свое отражение в отсутствии в зданиях № 1 и № 2 указанного учреждения горячего водоснабжения.

В технических паспортах содержится информация о наличии в зданиях водопроводов, канализации, туалетов, кухни, помывочной.

Мытье рук детьми осуществляется в холодной воде.

Согласно акта выезда на место от 23 марта 2016 года и акта обследования от 23 марта 2016 года мытье посуды в детском саду осуществляется в тазах, горячая вода не подведена.

Заявками на ремонт с (дата) запрашивается подвод горячей воды в группы. В городском поселении поселок Рамешки имеется централизованное водоснабжение.

Далее, анализируя положения ст. 41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья, положения п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 1, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 28 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подробно излагая положения гл. 9 и гл. 6 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - правила), прокурор в исковом заявлении указывает, что с учетом изложенного, при организации питания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 1 нарушены санитарно-эпидемиологические требования, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, следствием чего появилось условие для возможного возникновения и распространения заболеваний.

В обоснование заявленных требований также приводит положения ст. 18 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи, на ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой казенной учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Обращает внимание, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы, при этом согласно Уставу МДОУ детский сад № 1 финансирование осуществляется за счет средств бюджета Рамешковского района.

Определениями суда в качестве ответчиков привлечены 21 апреля 2016 года Рамешковский районный отдел образования и 17 мая 2016 года Комитет по управлению имуществом Рамешковского района.

В судебном заседании 30 мая 2016 года, помощник прокурора Рамешковского района Тверской области Савельев К.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, заявленные требования уточнил, в части надлежащего изложения требования без изменения его по существу, а именно просил обязать ответчиков организовать горячее водоснабжение зданий № 1 и № 2 Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 в срок до (дата).

Исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал и просил их удовлетворить.

Материальный истец ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддерживают иск прокурора в полном объеме.

Представители ответчиков МДОУ детский сад № 1, администрации Рамешковского района Тверской области, Рамешковского отдела образования, Комитета по управлению имуществом Рамешковского района в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом. От ответчиков МДОУ детский сад № 1, администрации Рамешковского района Тверской области, Рамешковского отдела образования поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

При этом ранее в судебных заседаниях представители ответчиков МДОУ детский сад № 1 - Сумерина Е.А. и Рамешковского отдела образования – Попова Е.В. исковые требования в целом признали, не отрицали наличие нарушений санитарно-эпидемиологических требований, указанных в исковом заявлений, не соглашались с заявлением в части срока исполнения обязательства, ссылаясь на отсутствие достаточного количества денежных средств в бюджете для полного приведения обоих зданий детского сада в соответствие с требованиями.

Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом Рамешковского района в судебное заседание представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с требованиями п.п. 4.29, 6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 в ранее построенных объектах дошкольных образовательных организаций пищеблоки, туалетные допускается эксплуатировать в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Суд, заслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, считает, что требование прокурора Рамешковского района Тверской области является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в редакции от 02 марта 2016 года "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно положениям ст. 28 вышеназванного ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. При этом образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

По смыслу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Как следует из п.п. 1, 3 ст. 39 вышеназванного закона на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно требованиям глав 6, 9 и 13 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 (в редакции от 27 августа 2015 года) здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока, буфетных, туалетных для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского блока. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечиваются смесителями.

В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.

Моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители

Во всех производственных помещениях, моечных, санузле устанавливаются раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители.

Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки.

Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется путем полного погружения с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °C, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C (вторая ванна).

Чашки моют горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают.

Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна).

Совокупность вышеприведенных положений законодательства устанавливает единое требование об обеспечении дошкольной образовательной организации горячим водоснабжением.

Прокуратурой Рамешковского района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства об организации питания детей в дошкольных организациях Рамешковского района.

В ходе проверки установлено, что в зданиях № 1 и № 2 МДОУ детский сад № 1 отсутствует горячее водоснабжение.

В технических паспортах содержится информация о наличии в зданиях водопроводов, канализации, туалетов, кухни, помывочной.

Фактически мытье рук детьми осуществляется в холодной воде.

Согласно актов выезда на место и обследования от 23 марта 2016 года мытьё посуды в детском саду осуществляется в тазах, горячая вода не подведена ....

Как следует из технической и иной документации по МДОУ детский сад № 1 .... заявки на ремонт в (дата) заведующего МДОУ детский сад № 1 .... пояснений, полученных от представителей ответчиков МДОУ ДС № 1 Сумериной Е.А. и Рамешковского районного отдела образования Поповой Е.В. горячее водоснабжение в детском саду в обоих зданиях на момент обращения в суд отсутствовало, работы по исполнению требований законодательства в данной части ведутся, но не окончены в полном объеме. Таким образом, наличие нарушений, выраженных в отсутствии надлежащего горячего водоснабжения, не оспаривалось.

Согласно Уставу, утвержденному приказом от 03 февраля 2015 года № 16 Рамешковского районного отдела образования, согласованному с председателем Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области Плясуновым В.А. 03 февраля 2015 года, МДОУ детский сад № 1, является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, юридическим лицом, имеет обособленное имущество, бюджетную смету. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учредителем является МО «Рамешковский район Тверской области» в лице Рамешковского районного отдела образования администрации Рамешковского района. Собственником имущества учреждения является МО «Рамешковский район Тверской области» в лице уполномоченного органа Комитета по управлению имуществом Рамешковского района. Единоличным исполнительным органом учреждения является заведующий.

В соответствии с п. 1.2 Устава МДОУ детский сад № 1 обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста.

Согласно п. 1.1, 1.5, 1.7, 2.5, 2,12, 2.14, 2.15 Положения Рамешковский районный отдел образования является юридическим лицом, организационно самостоятельным органом самоуправления в области образования, осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, на него возложено обеспечение гарантий прав граждан на образование, социальную защиту детей, подростков и работников системы образования, контроль исполнения законов РФ «Об образовании в образовательном учреждении», планирование и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, подростков в общеобразовательных учреждениях, разработка и обоснование бюджета системы образования района, планов капитального ремонта, строительства, материально-технического обеспечения подведомственных учреждений. При этом отдел образования согласно п. 3.5 создает финансовые и материально-технические условия для функционирования учреждений образования.

Таким образом, полномочиями по созданию безопасных условий обучения, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях обладают и общеобразовательная организация и органы местного самоуправления муниципального района в лице администрации муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» и Рамешковского районного отдела образования.

Исходя из положений ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Анализируя положения п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, суд приходит к выводу, что в данном случае в качестве субсидиарного ответчика подлежит привлечению собственник в лице Комитета по управлению имуществом Рамешковского района.

Довод Комитета по управлению имуществом Рамешковского района о том, что в соответствии с п.п. 4.29 и 6.16 вышеназванных санитарных норм и правил допускается эксплуатация пищеблоков и туалетов в соответствии с проектом, не влияет на обязанность обеспечить горячее водоснабжение в учреждении, поскольку указанные пункты норм и правил регламентируют требования, предъявляемые к отдельным помещениям, оборудованию и их содержанию, к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций, а не относятся к общим требованиям, предъявляемым к водоснабжению и канализации всего дошкольного образовательного учреждения.

Испрашиваемый прокурором срок совершения данных действий является достаточным, соответствует требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям образовательного процесса.

При таких обстоятельствах, имеются законные основания для возложения на ответчиков обязанности организовать горячее водоснабжение зданий № 1 и № 2 Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 выполнение указанного мероприятия необходимо для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью детей, отвечает требованиям законодательства РФ и направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и работников учреждения во время образовательного процесса, на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих учебную деятельность детей дошкольного возраста, соответственно исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, администрацию Рамешковского района Тверской области, Рамешковский районный отдел образования, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района организовать горячее водоснабжение зданий № 1 и № 2 Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 в срок до (дата).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья подпись

Решение не вступило в законную силу.

2-107/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Рамешковского района
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Ответчики
Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области
Рамешковский районный отдел образования
администрация Рамешковского района
МДОУ "Детский сад № 1"
Суд
Рамешковский районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
rameshkovsky.twr.sudrf.ru
31.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2016Передача материалов судье
04.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2016Судебное заседание
17.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее