Решение по делу № 2-445/2017 ~ М-402/2017 от 23.03.2017

К делу № 2-445/2017 г.

решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2017 г.                                                                                                                     ст. Отрадная

Отрадненский районный суд Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Северина Н.Н.,

при секретаре Чиж Е.Н.,

с участием истца Комиссарова А.М., его представителя Бегляк С.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Отрадненский район – Нетреба И.В.,

представителя ответчика отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Отрадненский район – Бурсайловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комиссарова А. М. к отделу по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Отрадненского района, администрации муниципального образования Отрадненского района Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору спецнайма,

УСТАНОВИЛ:

Комиссаров А.М. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору спецнайма. В обосновании иска указывает, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>. В свидетельстве о его рождении в графах родители стоят прочерки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год находился в Отрадненском дошкольном детском доме Краснодарского края, куда прибыл из Кропоткинского детского приёмника - распределителя. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в Новоукраинской школе-интернате <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился в профессиональном училище <адрес>. Содержался на полном государственном обеспечении. Проживал в общежитие. После убыл в <адрес>, где зарегистрировался по адресу: <адрес>. Полагает, что как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление мер социальной поддержки и обеспечения жилым помещением. 13 августа 2014 года обратился с соответствующим заявлением в Управление по жилищным вопросам Отрадненского района Краснодарского края. Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 9 октября 2014 года №2476-жс ему было отказано в обеспечении жилым помещением на основании пункта 1 части 16 статьи 7 закона № 1748-КЗ от 3 июня 2009 года, в связи с тем, что на момент подачи заявления он достиг возраста 41 год и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании Комиссаров А.М. и его представитель по доверенности Бегляк С.В. уточнили заявленные исковые требования, просили суд признать Комиссарова А.М. лицом, оставшимся без попечения родителей в период несовершеннолетнего возраста, а именно на дату 01.12.1990 года; признать за истцом право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по Отрадненскому району Краснодарского края, и включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Представитель администрации муниципального образования Отрадненского района Нетреба И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Считает, что доводы истца о том, что ему не было известно о наличии права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и юридическая безграмотность не свидетельствуют о наличии у него уважительных причин для восстановления срока обращения за реализацией своего нарушенного права. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Заместитель М. ФИО5 в отзыве на исковое заявление в части обязания министерство труда и социального развития Краснодарского края включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 13 августа 2014 года (с момента подачи заявления) просил отказать, в остальной части – принять законное решение. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Отрадненский район - Бурсайлова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Комиссарова А.М., считает, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется. Комиссарову А.М. на дату вступления в силу ФЗ №159-ФЗ исполнилось 24 года, в связи с чем он не является лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав доводы истца и его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ст. 1 вышеуказанного Закона дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что на момент вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" Комиссарову А.М. исполнилось 24 года.

В силу положений ст.ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшими до 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан. О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.

Согласно положению ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции до 28 марта 1998 года) вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Комиссаров А.М. согласно данным указанным в паспорте о регистрации по месту жительства от 25.06.2014 года, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

В свидетельстве о рождении Комиссарова А.М. серии III-АГ от ДД.ММ.ГГГГ, в графе родители стоят прочерки.

Согласно представленной в материалы дела восстановленной записи акта о рождении Комиссарова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о родителях имеется запись – родители не установлены, ребенок подброшен.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров А.М. находился в Отрадненском дошкольном детском доме Краснодарского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Новоукраинской школе-интернате <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился в профессиональном училище <адрес>, содержался на полном государственном обеспечении, так как относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается представленными в материалах дела справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной в материалах дела справки сектора по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров А.М. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в администрации муниципального образования г. Армавир не состоит и ранее не состоял, жилое помещение по договору социального найма, социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования г. Армавир по категории граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не получал. По категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит и ранее не состоял.

Согласно представленным в судебном заседании справки филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация –Краевой БТИ» по Отрадненскому району от 08.11.2016 г., выписки из ЕГРП по Краснодарскому краю от 7 июля 2014 года, сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Комиссаровым А.М. не имеется.

Уполномоченными органами, обязанными осуществлять защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выполнены обязательства по определению нуждаемости Комиссарова А.М. в жилье в период его пребывания в детском учреждении.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

То обстоятельство, что истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в возрасте старше 40 лет не может лишать его права на получение жилого помещения.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2) и иные, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3). При этом применительно к "иным категориям граждан", в части 3 настоящей статьи указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

К указанным "иным категориям" относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты).

На основании ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Как отмечено в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (бюллетень ВС РФ № 3 от 05 марта 2014 года), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исков.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией должны содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребёнком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребёнка.

Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38).

Комиссаров А.М. своевременно не воспользовалась своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством. Данное обстоятельство, по мнению суда, где лицо из числа детей-сирот из-за отсутствия постоянной прописки не смогло реализовать свои права, является уважительной причиной пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории лиц из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что пропуск срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на предоставление жилья, которое им было получено, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.

Учитывая, что Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40), исходя из принципов социальной политики государства, принимая во внимание невыполнение государством в лице уполномоченных органов, обязанных осуществлять защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по определению нуждаемости заявителя в жилье в период совершеннолетия, требования Комиссарова А.М. подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░: ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                                                                ░.░.░░░░░░░

2-445/2017 ~ М-402/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комиссаров Андрей Михайлович
Ответчики
Управление по вопросам семьи и детства СО Отрадненский район
Администрация МО Отрадненский район
Министерство труда и социального развития КК
Другие
Бегляк Сергей Валерьевич
Суд
Отрадненский районный суд
Судья
Северин Николай Николаевич
23.03.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2017[И] Передача материалов судье
27.03.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
18.04.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2017[И] Судебное заседание
03.05.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2017[И] Дело оформлено
23.06.2017[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее