Решение по делу № 2а-2904/2017 от 31.07.2017

Дело № 2а-2904/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Ухте

08 сентября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Опаренковой Е.С. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов,

установил:

Межрайонная ИФНС № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Опаренковой Е.С. о взыскании пени, за несвоевременную уплату страховых взносов, в обоснование указав, что административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов, как индивидуальный предприниматель, однако, обязанность по их уплате в установленный законом срок не исполнила, поэтому налоговый орган просил взыскать с Опаренковой Е.С. пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 11538,55 руб.

Согласно ч. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В соответствии со ст. ст. 132, 292 КАС РФ в адрес административного истца и административного ответчика направлено определение о принятии к производству суда административного искового заявления от 02.08.2017, в котором сторонам предложено в десятидневный срок с момента получения данного определения направить в Ухтинский городской суд Республики Коми возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.

В установленный срок возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от административного истца и ответчика не поступили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства путем исследования представленных в материалы дела письменных доказательств.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в период с <...> г. по <...> г. Опаренкова Е.С. была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Коми в качестве индивидуально предпринимателя без образования юридического лица и являлась плательщиком страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2013 года, пенсионным органом за период с 28.04.2015 по 09.08.2016 начислены пени.

Как следует из требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №№ .... от 09.08.2016 Опаренковой Е.С. начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 11538,55 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 7688,22 руб., на накопительную часть пенсии – 2436,01 руб., на обязательное медицинское страхование – 1414,32 руб.

По данным требованиям административным истцом установлен срок уплаты до 29 августа 2016 года. Требования были направлены в адрес административного ответчика и получены ею 12 августа 2016 года, о чем свидетельствует уведомление о вручении, имеющееся в материалах дела.

По сведениям налогового органа пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11538,55 руб. до настоящего времени Опаренковой Е.С. не погашены.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Учитывая, что задолженность у Опаренковой Е.С. образовалась за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ и подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации установлена ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 указанной статьи).

Статья 25 Федерального закона № 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пеней.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона).

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ).

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ).

Из содержания положений ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица.

Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование») порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предписан в статье 48 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

При этом, абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно разъяснениям, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Налогового кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Проверяя соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу, что административное исковое заявления подано за пределами срока, установленным п. 2 ст. 48 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Опаренкова Е.С. сумму пени по требованиям №№ .... от 09.08.2016 в установленный требованиями срок (до 29.08.2016) добровольно не уплатила.

При таких обстоятельствах налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с Опаренковой Е.С. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 28.02.2017.

Административное исковое заявление подано в суд 31.07.2017, т.е. с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. При этом доказательств, свидетельствующих об обращении налогового органа в суд в порядке приказанного производства, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.

Таким образом, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Опаренковой Е.С. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Межрайонной ИФНС РФ № 3 по Республике Коми пропущен, что исключает возможность взыскания заявленных сумм в порядке административного судопроизводства.

Разрешая ходатайство представителя налогового органа о восстановлении пропущенного срока для обращения с требованием о взыскании спорных сумм, суд не ходит оснований для его восстановления, поскольку доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин препятствующих административному истцу обратиться в суд, как за выдачей судебного приказа, так и для подачи административного искового заявления в установленный законом срок налоговым органом не представлено.

Доводы, изложенные административным истцом в ходатайстве о восстановлении срока не являются обстоятельствами, исключающим возможность обращения с требованием о взыскании пени в установленный законом срок.

При этом суд также учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Руководствуясь ст.ст. 177-179, 286-294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Опаренковой Е.С. о взыскании пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2011-2013 года в размере 11 538 рублей 55 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С. С. Логинов

2а-2904/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС №3 по РК
Ответчики
Опаренкова Е.С.
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
31.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
08.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее