РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
с участием представителя административного истца Рассикас М.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2019, представившего диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» № от 01.06.2015, судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Данилова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-4815/2019 по административному исковому заявлению администрации г. Иркутска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
административный истец администрация г. Иркутска обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. (далее по тексту – судебный пристав-исполнитель), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области (далее по тексту – УФССП России по Иркутской области) о признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 по предъявленному исполнительному листу серии ФС № от 06.09.2019, выданному Кировским районным судом г. Иркутска; признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 по предъявленному исполнительному листу серии ФС № от 30.08.2019, выданному Кировским районным судом г. Иркутска. В обоснование требований административный истец указал, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 08.04.2019 по делу № 2-791/2019 возложена обязанность на Черепанов С.В., Черепанов В.А. за собственный счет снести самовольно возведенный объект недвижимости – четырехэтажный жилой дом с подвалом, кадастровый №, площадью 687,2 кв.м, по адресу: <адрес>. Решение суда в установленный срок должником не исполнено. Выдан исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем вынесены оспариваемые постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства по основаниям ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве». По мнению административного истца, такие постановления являются незаконными; внесенные ФЗ от 30.08.2018 № 340 изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации не исключают возможности применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, в ст. 107 ФЗ «Об исполнительном производстве» изменения не внесены.
В письменном отзыве административный ответчик судебный пристав-исполнитель Данилова А.К. требования не признала, мотивируя тем, что 04.08.2019 вступил в силу ФЗ от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; исполнение решения о сносе самовольной постройки, принятое после 03.08.2018, по которым взыскателями являются органы местного самоуправления, должно осуществляться указанными органами, принудительное исполнение силами ФССП России исключено, в связи с чем исполнительные документа подлежат возвращению взыскателям.
В судебном заседании представитель административного истца Рассикас М.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, на удовлетворении требований настаивал.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Данилова А.К. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании до перерыва представитель административного ответчика УФССП России по Иркутской области Рудина О.А. (доверенность от 17.01.2019 №, диплом о высшем юридическом образовании ФГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» №) требования не признала, мотивируя тем, что в связи с вступлением в силу 04.08.2019 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исполнение решения о сносе по данному делу, как принятое после 03.08.2018, не может осуществляться силами ФССП России, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесены оспариваемые постановления.
В судебное заседание заинтересованные лица Черепанов В.А., Черепанов С.В., извещенные о рассмотрении дела (согласно отчетам об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087142120305, 80087142420312 зафиксирована неудачная попытка вручения, почтовая корреспонденция возвращена в суд), не явились.
В соответствии со ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, и данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось, заочным решением Кировского районного суда г. Иркутска от 08.04.2019 исковые требования администрации г. Иркутска удовлетворены. Признан самовольной постройкой объект капитального строительства - четырехэтажный жилой дом с подвалом, кадастровый номер №, площадью 687,2 кв.м, по адресу: <адрес>. Возложена обязанность на Черепанов С.В., Черепанов В.А. за собственный счет снести самовольною постройку - четырехэтажный жилой дом с подвалом, кадастровый номер №, площадью 687, 2 кв.м, по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом установлено, что согласно исполнительному листу серии ФС №, выданному Кировским районным судом г. Иркутска по делу № 2-791/2019, возложена обязанность на Черепанов С.В., Черепанов В.А. за собственный счет снести самовольную постройку – четырехэтажный жилой дом с подвалом, кадастровый номер №, площадью 687,2 кв.м по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;
согласно исполнительному листу серии ФС №, выданному Кировским районным судом г. Иркутска по делу № 2-791/2019, возложена обязанность на Черепанов С.В., Черепанов В.А. за собственный счет снести самовольную постройку – четырехэтажный жилой дом с подвалом, кадастровый номер №, площадью 687,2 кв.м по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 № 38052/19/42594 отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС №, вследствие п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 № 38052/19/42591 отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС №, вследствие п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Поскольку административное исковое заявление предъявлено в суд 18.11.2019, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ десятидневный срок для обращения в суд административным истцом соблюден.
Оценивая доводы административного искового заявления о незаконности оспариваемых постановлений, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующей отказ в возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введена ФЗ от 03.08.2018 № 340-ФЗ) снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с ч. 13 ст. 55.32 ГрК РФ снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях: 1) в течение двух месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями лица, указанные в ч. 6 настоящей статьи, не были выявлены; 2) в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в ч. 6 настоящей статьи, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 11 настоящей статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом; 3) в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в ч. 6 настоящей статьи, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 11 настоящей статьи, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками.
В соответствии с п. 9 ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч.ч. 12 и 13 ст. 55.32 ГрК (в редакции настоящего Федерального закона), п. 4 ст. 11.2, п. 2 ст. 45, п.п. 4-7 ст. 46, п.п. 6.1-6.3 ст. 54, ст. 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением.
Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что исполнительные документы, выданные взыскателю администрации г. Иркутска в отношении должников Черепанов В.А., Черепанов С.В., в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов. В связи с чем доводы администрации г. Иркутска о том, что ст. 107 ФЗ «Об исполнительном производстве» не изменена, возможность принудительного исполнения сохранена, не влияет на выводы суда. Суд исходит из того, что исполнение принятого после 03.08.2019 решения суда о сносе самовольной постройки в соответствии с изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления, то есть выданные взыскателю администрации г. Иркутска исполнительные листы не подлежат исполнению ФССП России в соответствии с действующим законодательством.
При таких данных предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя имелись.
Доводы администрации г. Иркутска со ссылкой на постановление о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Черешкова А.В. от 05.08.2019, о том, что в УФССП России по Иркутской области отсутствует единообразная практика по принятию к исполнению исполнительных документов у администрации г. Иркутска о сносе самовольных объектов, не принимаются судом. Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.08.2019, предметом исполнения являлся не снос самовольной постройки, а привести здание в первоначальное состояние, существовавшее до проведения реконструкции.
При таких обстоятельствах, поскольку требования ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающие полномочия судебного пристава-исполнителя на совершение оспариваемых действий, соблюдены, обстоятельств, свидетельствующих о незаконности постановлений судебного пристава-исполнителя суд не установил, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым – нарушение прав и свобод заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования администрации г. Иркутска о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 по выданному Кировским районным судом г. Иркутска исполнительному листу серии ФС № от 06.09.2019, признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Данилова А.К. от 06.11.2019 по выданному Кировским районным судом г. Иркутска исполнительному листу серии ФС № от 30.08.2019, - оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 26 декабря 2019 года