34RS0019-01-2020-000326-44
Дело № 2а-423/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин 05 марта 2020 г.
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Раптановой М.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора Матвеевой М.И.,
представителя административного истца Масловой О.Н., административного ответчика Грызунова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области к Грызунову Владимиру Борисовичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Грызунову В.Б. об установлении административного надзора, указав, что 04 октября 2017 г. в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области прибыл Грызунов В.Б., осужденный приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 21 августа 2017 г. по п. «б,в» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В приговоре суда у Грызунова В.Б. признан особо опасный рецидив преступлений.
За время отбывания наказания в исправительном учреждении Грызунов В.Б. характеризуется посредственно, имеет 1 погашенное взыскание, поощрений нет.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении осужденного Грызунова Владимира Борисовича, освобождающегося ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания административный надзор сроком на 8 лет с установлением административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержала.
Административный ответчик возражал против удовлетворения иска. Указал, что не знает, где будет проживать после освобождения, что исключает возможность установления надзора.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, личное дело Грызунова В.Б., заслушав заключение прокурора, указавшего на обоснованность административного иска, суд приходит к следующему.
Из ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Таким Федеральным законом в данном случае является закон № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре), согласно положениям которого, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 2 ст. 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также при условии совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При рассмотрении дела судом установлено, что приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 21 августа 2017 г. Грызунов В.Б. за совершение преступлений, предусмотренных п. «б, в» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30 УК РФ, с применением положений ч. 3 ст. 69 УК РФ, к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В приговоре суда в действиях Грызунова В.Б. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Кроме этого, из информации, содержащейся в справке ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области следует, что ранее решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 26 августа 2014 г. в отношении Грызунова В.Б. был установлен административный надзор сроком на 6 лет, до 31 октября 2020 г. (административное дело № ....).
При изложенном, установленный решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 26 августа 2014 г. административный надзор в отношении Грызунова В.Б. прекращен в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзор, в связи с осуждением последнего к лишению свободы.
В настоящее время Грызунов В.Б., освобождаясь из мест лишения свободы, имеет не погашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ), в период нахождения под административным надзором, в связи с чем требования исправительного учреждения об установлении административного надзора за осужденным Грызуновым В.Б. являются обоснованными.
Согласно статье 15 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступлений) тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Как следует из п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Учитывая, что в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в действующей ее редакции на момент совершения преступления, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, суд, с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, считает, что административный надзор в отношении Грызунова В.Б. должен быть установлен сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Согласно ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом установление судом административных ограничений в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательными.
Как разъяснено судам в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
По представленной администрацией исправительного учреждения характеристике за отбытый период наказания Грызунов В.Б. требования УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исполняет, мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, под контролем со стороны администрации учреждения, из проводимых с ним бесед выводы для себя делает правильные не всегда. По прибытии в колонию трудоустроен не был по состоянию здоровья, участие в работах без оплаты труда на добровольной основе принимает не охотно. К труду относится посредственно. Отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания. Ранее имел 1 взыскание, которое в настоящее время погашено, поощрений нет.
Не доверять сведениям, указанным в характеристике, у суда оснований не имеется, так как они полностью согласуются с материалами личного дела осужденного.
Из находящейся в материалах дела справки следует, что после отбытия срока наказания Грызунов В.Б. будет проживать в г. Фролово Волгоградской области. При этом его доводы об отсутствии места постоянного проживания надлежащими доказательствами не подкреплены и основанием для отказа в иске не являются. Напротив, в силу п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзора указанное обстоятельство влияет на установление поднадзорному лицу дополнительного административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание данные, характеризующие личность Грызунова В.Б., его поведение в период отбывания наказания, а также характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, в целях обеспечения надлежащего контроля органом внутренних дел за его поведением, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на Грызунова В.Б. может быть обеспечено его обязательной явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
По мнению суда, установление данного административного ограничения достигнет своей основной задачи, изложенной в ст. 2 Закона об административном надзоре, и будет направлено на предупреждение новых преступлений и правонарушений путем оказания на Грызунова В.Б. индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области к Грызунову Владимиру Борисовичу об установлении административного надзора, - удовлетворить.
Установить административный надзор за Грызуновым Владимиром Борисовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем ...., сроком на 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Грызунова Владимира Борисовича на срок административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Наблюдение за соблюдением Грызуновым Владимиром Борисовичем, установленных судом административных ограничений, возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Грызунова Владимира Борисовича в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Грызунову Владимиру Борисовичу, что согласно п. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий М.А. Раптанова