Дело № 2-2310/2019
39RS0004-01-2019-002670-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.
при секретаре Никодон А.В.
с участием помощника прокурора Московского района г. Калининграда
Новожиловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Калининградской области к Таубаеву Аскару Муратовичу, Таубаевой Елене Евгеньевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по Калининградской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя заявленные требования тем, что решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Калининградской области Таубаеву А.М., занимавшему ранее должность начальника медицинской части СОБР УМВД России по Калининградской области, на состав семьи 2 человека, была предоставлена для временного проживания однокомнатная квартира, находящаяся в государственной собственности, расположенная по адресу: <адрес>, по договору найма служебного жилого помещения от 01 апреля 2013 года № 16. В соответствии с п. 2 договора найма жилое помещение предоставлено Таубаеву А.М. в связи с прохождением службы в УМВД России по Калининградской области. Таубаев А.М. был переведен для дальнейшего прохождения службы в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области и исключен из списков лиц, состоящих в УМВД России по Калининградской области на учете в качестве нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты. В связи с окончанием службы в УМВД России по Калининградской области договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению (п. 1.8. договора) и жилое помещение должно быть освобождено. В адрес Таубаева А.М. направлялись уведомления о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 01 апреля 2013 года № 16 и об освобождении занимаемого служебного жилого помещения в добровольном порядке. Требование УМВД России по Калининградской области об освобождении занимаемого жилого помещения ответчик в добровольном порядке не удовлетворил. Ссылаясь на указанные обстоятельства, УМВД России по Калининградской области просило признать Таубаева А.М. и члена его семьи: Таубаеву (Корнееву) Е.Е. утратившими право пользования жилым помещением, закрепленным на праве оперативного управления за УМВД России по Калининградской области, по адресу: <адрес> выселить Таубаева А.М. и Таубаеву (Корнееву) Е.Е. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца - УМВД России по Калининградской области - Комарова И.В., действующая на основании доверенности № 1/62 от 26 декабря 2018 года, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Таубаев А.М. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что он признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и до настоящего времени им не обеспечен, в связи с чем не может быть выселен из занимаемого жилого помещения. На момент предоставления служебного жилого помещения на него распространялось действие статьи 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, предусматривающей дополнительные гарантии в сфере жилищных отношений для сотрудников внутренних дел, уволенных с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более в календарном исчислении. В очереди на жилье в УВД Калининградской области он состоял с 18 июня 2003 года под номером 194. В сентябре 2004 года он убыл для дальнейшего прохождения службы в Чеченскую Республику. После трёх лет пребывания там, согласно п. 3.10. Контракта, установленного приказом МВД РФ от 07 декабря 2001 года № 1082, ему должны были предоставить квартиру. После возвращения со службы в Чеченской Республике он обратился с рапортом к руководству УМВД по Калининградской области с просьбой о предоставлении ему жилья, и с августа 2010 по декабрь 2011 вынужден был проживать в служебном кабинете в здании СОБР по адресу: <адрес>. После перевода в Росгвардию в октябре 2016 года он находился в очереди на ЕСВ под номером 28, но, таким образом, как там выдавали данную выплату, он смог бы её получить только через 56 лет в возрасте 105 лет (1 человек в 2 года), то есть - никогда. Аналогичная ситуация сложилась и после его увольнения, когда всех очередников перевели из Северо-Западного округа войск национальной гвардии РФ в общефедеральную очередь, в которой он находится под номером 9133, и перспектива получения ЕСВ отодвинулась ещё дальше. После увольнения он обратился в Центральный аппарат Росгвардии с просьбой о внеочередном выделении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, и 10 октября 2018 года получил ответ, содержащий отказ в его просьбе. По состоянию на 02 сентября 2019 года он не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Плата за коммунальные услуги и обслуживание служебного жилья вносится регулярно и без задержек. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Таубаев А.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик Таубаева (Корнеева) Е.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы Таубаева А.М., изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица - Управления Росгвардии по Калининградской области - Русаков И.А., действующий на основании доверенности № Д-11 от 17 января 2019 года, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что ответчик, когда был переведен из УМВД в Росгвардию, а впоследствии - уволен, утратил отношение к УМВД. Соответственно и отношение к служебному жилью МВД он также утратил. При увольнении или переводе из УМВД статус должностного лица теряется. Обязанность по обеспечению гарантий прав Таубаева А.М. возлагается на то подразделение, в которое он перевелся, соответственно, ответчик должен быть обеспечен жильём тем ведомством, в котором он проходил службу.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
На основании ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, на основании распоряжения № 81-р от 22 марта 2012 года Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 39-АБ № 039967 от 09 апреля 2012 года (л.д. 10).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статья 103 ЖК РФ предусматривает, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Таумбаеву А.М. на состав семьи: жена - Корнеева Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с прохождением службы в УМВД, сроком на 2 года, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения № 6 от 01 апреля 2013 года (л.д. 11-16).
В соответствии с п. 18 настоящего договора, договор прекращается в том числе и в связи с окончанием службы в УМВД.
04 июня 2015 года между УМВД России по Калининградской области и Таубаевым А.М. было подписано дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от 01 апреля 2013 года № 6, в соответствии с которым продлен срок действия договора найма на 2 года на тех же условиях (л.д. 21).
В соответствии с п. 2 указанного соглашения, в п. 4 договора найма внесены изменения, с указанием о том, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена - Таубаева Е.Е.
27 июля 2017 года между УМВД России по Калининградской области и Таубаевым А.М. было подписано дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от 01 апреля 2013 года № 6, в соответствии с которым продлен срок действия договора найма на 1 год на тех же условиях (л.д. 22).
Согласно п. 2 соглашения, настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 01 апреля 2017 года.
Как следует из копии поквартирной карточки, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирован: Таубаев А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).
Как следует из сообщения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № Ф39/2370/1 от 03 сентября 2019 года, Таубаев А.М. в списках физических лиц, зарегистрировавших право собственности на объекты недвижимого имущества в г. Калининграде и Калининградской области, не значится. Квартира по адресу: <адрес>, 20 мая 2003 года учтена за Корнеевой Е.А., 1970 года рождения (доля 1/4) (л.д. 91).
Согласно сведениям адресной справки отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области, Корнеева Е.Е. (сменила фамилию на Таубаева), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 92).
Из списков сотрудников УБОП УВД Калининградской области на улучшение жилищных условий в льготной очереди по состоянию на 01 января 2004 года и на 01 января 2005 года следует, что Таубаев А.М. 18 июня 2003 года решением ЖБК поставлен на учет на улучшение жилищных условий (л.д. 103).
Как следует из выписки из протокола № 16 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Калининградской области 16 декабря 2014 года, решением ЦЖБК Таубаев А.М., принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
19 февраля 2015 года в соответствии с Распоряжением № 1/82, утверждено решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Калининградской области по принятию на учет сотрудников УМВД России по Калининградской области для предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УМВД России по Калининградской области (протокол от 16 декабря 2014 года).
01 октября 2016 года между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в лице Врио командующего войсками СЗРК ВВ МВД России генерала-майора ФИО10 и полковником полиции, начальником отделения медицинского обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области, Таубаевым А.М. был подписан контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
23 июня 2018 года в соответствии с выпиской из приказа № 498 л/с по личному составу Таубаев А.М. освобожден от замещаемых должностей, уволен со службы в отставку.
В соответствии с выпиской из приказа № 63 л/с от 05 июля 2018 года, Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области полковник полиции Таубаев А.М. в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» освобожден от занимаемых должностей, расторгнут (прекращен) контракт, уволен со службы в отставку.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 288 ГК РФ, статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу положений ст. ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Учитывая, что на дату рассмотрения настоящего спора срок заключенного между сторонами договора найма № 6 от 01 апреля 2013 года истек, а правоотношения сторон по фактическому пользованию спорной квартирой прекращены, суд приходит к выводу, что Таубаев А.М., Таубаева (Корнеева) Е.Е. утратили право пользования спорным жилым помещением.
02 октября 2018 года УМВД России по Калининградской области в адрес Таубаева А.М. было направлено информационное письмо о прекращении договора найма служебного жилого помещения от 01 апреля 2013 года № 6, из которого следует, что в связи с окончанием службы в УМВД России по Калининградской области договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению на оснований пункта 18, и жилое помещение должно быть освобождено (л.д. 23-24).
Как следует из искового заявления и не оспаривалось ответчиками в судебном заседании, спорное жилое помещение до настоящего времени не освобождено ответчиками.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в связи с окончанием службы Таубаева А.М. в УМВД России по Калининградской области договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению (п. 18. договора) и жилое помещение должно быть освобождено.
Доводы ответчика Таубаева А.М. о том, что он, как сотрудник, не обеспеченный при увольнении со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, жилым помещением, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не основаны на нормах права.
Так, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации Указом от 5 апреля 2016 года № 157 постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Росгвардия в соответствии с подпунктом 68 пункта 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510, реализует право военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии на обеспечение их жилыми помещениями.
Пунктами 16 и 17 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» определено, что за лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства. Также за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность сохраняется право на занимаемые ими жилые помещения специализированного жилищного фонда, возникшее до дня вступления в силу настоящего Указа.
Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 апреля 2018 года № 16-П, отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищного кодекса Российской Федерации, задающего общие параметры в этой сфере правового регулирования.
Так, раскрывая содержание понятия «служебные жилые помещения», Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статьи 93 и 104).
Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением гражданами трудовых или служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
Поскольку обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, равно как и органов федеральных государственных органов, включая формирование ими специализированного жилищного фонда за счет бюджетных средств, является расходным обязательством Российской Федерации, на них, по общему правилу, возлагаются функции по учету и распределению служебных жилых помещений среди своих сотрудников и последующему контролю за их использованием, что согласуется с положениями статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющими принципы подведомственности расходов бюджетов, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Вместе с тем специфика задач, решение которых возлагается на конкретные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, а также особенности их деятельности и бюджетного финансирования обусловливают наличие отступлений от общего правила, предписывающего обеспечивать граждан служебными жилыми помещениями за счет жилищных фондов именно тех федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых они проходят службу или осуществляют трудовую деятельность. В частности, Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает субсидиарное предоставление служебных жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, за счет муниципального фонда (часть 2 статьи 9), а Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» возлагает обязанность обеспечивать служебными жилыми помещениями военнослужащих войск национальной гвардии на организации, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях которых подлежат охране этими войсками (часть 1 статьи 27).
Соответственно, реализуя свои дискреционные полномочия по внесению изменений в круг федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрено создание специализированного жилищного фонда за счет бюджетных средств, федеральный законодатель вправе предусмотреть, что к вновь сформированным органам переходит обязанность обеспечить служебными жилыми помещениями тех своих сотрудников, которые ранее состояли на соответствующем учете в других федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах. Такой подход обусловлен требованием соблюдения вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов равенства и справедливости, а также принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 марта 2014 года № 505-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде с 1 марта 2005 года осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии же с данным Кодексом, его статьями 49 и 51, основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются, по общему правилу, два условия: их нуждаемость в жилых помещениях и признание их малоимущими, при этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Вместе с тем, по смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения из государственного жилищного фонда могут быть предоставлены по договорам социального найма определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, закрепленным в этих специальных нормативных правовых актах, и в установленном этими актами порядке.
Таким образом, положения части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагают освобождение органов местного самоуправления от обязанности принятия на учет сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О полиции», осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такими федеральными законами являются данный Федеральный закон, согласно статье 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (часть 1), а также Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к которому отсылает Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий, что правовое регулирование службы в органах внутренних дел осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3).
Как следует из Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1).
Согласно его статье 4 сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещении один раз за весь период службы в органах внутренних дел (часть 1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2); право на эту выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 года) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 (ред. от 19.12.2018) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Согласно п. 3 указанных Правил предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Приведенные законоположения направлены на обеспечение права такой категории имеющих определенный федеральным законодательством особый статус граждан, как сотрудники войск национальной гвардии, а соответственно, на меру их социальной защиты в виде обеспечения жилыми помещениями.
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уволенным со службы в войсках национальной гвардии гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел и в войсках национальной гвардии были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.
Соответственно, жилищное обеспечение Таубаева А.М. должно быть реализовано путем получения им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Спорное же жилое помещение предоставлялось ответчику Таубаеву А.М. в качестве служебного жилья во временное пользование на период прохождения службы, о чем ответчику было известно и о чем он расписался в договоре найма служебного жилого помещения.
Наличие же у Таубаева А.М. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не является основанием для сохранения за ним права пользования служебным жилым помещением после увольнения из войск национальной гвардии Российской Федерации.
Три таких обстоятельствах, исковые требования УМВД России по Калининградской области к Таубаеву А.М., Таубаевой (Корнеевой) Е.Е. о выселении из <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ |
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
|||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |