Решение по делу № 2а-2887/2017 от 21.08.2017

                                                                                                 Дело № 2а- 2887 /2017 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября    2017 года                                                                       г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего                        Богаевской Т.С.

При секретаре                                         Догадиной О.Г.

С участием     истца                               Ворвулева А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Ворвулева .... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения    ,

У с т а н о в и л :

    Ворвулев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениями г. Севастополя (далее по тексту Департамент) о признании незаконным решений Департамента от 02.11. 2015 года и 20.01. 2017 года о возврате без рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу г....     обязании ответчика рассмотреть заявление, поданное истцом 02.11. 2015 года об утверждении схемы расположения указанного земельного участка площадью 0,10 га на кадастровом плане территории.

    В обоснование иска указывает, что Решением седьмой    сессии Севастопольского городского Совета № 3120 от 22.05. 2012 года дано согласие на разработку проекта землеустройства вышеуказанного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, обеспечить разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по вышеуказанному адресу. Коммунальным предприятием « Рациональное землепользование» Севастопольского городского Совета, имеющим соответствующие лицензии был разработан проект землеустройства. Процедура по предоставлению земельного участка в собственность не была завершена до 21.03. 2014 года        Истец обратился 02.11 2015 года с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Департамент, представив необходимые документы, на данное заявление получено заключение к схеме расположения земельного участка в котором указано, что каталог координат поворотных точек границ земельного участка не соответствует графическому изображению таких границ на схеме в точке 4 расчетная площадь составила 718 кв.м., ответчик ссылался на отсутствие сведений о разработанной ранее документации по землеустройству и графических координатах, на основании которых было принято решение о даче согласия на отвод вышеуказанного земельного участка. Данное заключение считает незаконным так как существует проект землеустройства, который разработан до 18.03. 2014 года с местом расположения земельного участка, с расположением координат на площади землепользования 0,10 га, а не 718 кв.м. как это указано в заключении. Истцом после устранения недостатков в схеме расположения земельного участка было направлено дополнительное письмо 14.03. 2017 года к ранее поданному заявлению от 02.11. 2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка. 01.06. 2017 года заявление возвращено истцу без рассмотрения, в связи с тем что оно подано с нарушением сроков, однако сам ответ был направлен истцу спустя два с половиной месяца, то есть с нарушением срока..     Ответ ответчика считает незаконным, как противоречащий п.2 ст.2 и ст.12 Закона Севастополя от 22.07. 2014 года № 46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя», нарушающим конституционные права истца.

    В судебном заседании истец Ворвулев А.А.    на удовлетворении исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.

    Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

    Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ворвулева А.А.        подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

    Как следует из материалов дела 02.11. 2015 года Ворвулевым А.А.           подано заявление и соответствующие документы для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу ....    в Департамент по земельным и имущественным отношениям г. Севастополя.

          Данный исполнительный орган государственной власти согласно своих полномочий распоряжается имуществом, находящимся в собственности города в соответствии с действующим законодательством.

    Письмом Департамента от 20.01. 2017 истцу сообщено, что представленная схема не может быть согласована в связи с выявлением следующих фактов : каталог координат поворотных точек границ земельного участка не соответствует графическому изображению границ, отображенных в схеме в связи с чем расчетная площадь образуемого участка составила 718 кв.м., кроме того в представленных материалах отсутствует разработанные ранее графические материалы, на основании которых было принято решение Севастопольского городского Совета от 22.05. 2012 года № 3120 о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка, позволяющие определить является ли образуемый земельный участок земельным участком который указан в решении Севастопольского городского Совета.

         14.03. 2017 года Ворвулевым А.А. вновь подано в Департамент заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории.

         Ответом Департамента от 01.06. 2017 года указанное заявление возвращено без рассмотрения в связи с тем что пунктом 7 ст. 12 Закона Севастополя № 46-ЗС предусмотрено, что заявление о предоставлении земельного участка в порядке установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 01.01. 2017 года, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подано 14.03. 2017 года.

          В силу положений главы 22 КАС РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

    Суд полагает, что последнее решение ДИЗО не соответствует указанным требованиям, исходя из следующего.

         Согласно ст. 12 Закона Севастополя от 22.07. 2014 года № 46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя» завершение оформления права на земельные участка, начатое до принятия Федерального Конституционного закона осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков указанных в ч.1 настоящей статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно в собственность гражданам РФ. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории.

    Постановлением Правительства Севастополя от 01.02. 2016 г. № 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03. 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее Порядок), которым регламентирована процедура завершения оформления прав на земельные участки, путем передачи данных участков в собственность безвозмездно, на основании договору купли-продажи, во владение и пользование – на основании договора аренды. Земельный участок может быть предоставлен в собственность заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения дела внесены в государственный кадастр недвижимости. С целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21.03. 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21.03. 2014. В дальнейшем заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка, уже предоставляя кадастровый паспорт земельного участка ( п. п.3,4, 5 Порядка).

    На основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов от 18.03. 2014 года и Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 18.03. 2014 года на территории г. Севастополя действует законодательство Российской Федерации.

    Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего кодекса ( далее- уполномоченный орган).

Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. п. 3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 ЗК РФ. В соответствии со ст. 11.10. ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 19 указанной статьи не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим кодексом.

Согласно Федеральному Закону от 23.06. 2014 года № 171-ФЗ до 01.01. 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, истцом в Департамент подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с чем компетентному органу следовало руководствоваться вышеуказанными положениями, а также Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержденным распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 74 от 27.07. 2015 года, действовавшего на момент обращения истца с заявлением в Департамент. Согласно п. 2.3 указанного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

1. принятие решения исполнительным органом государственной власти уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками об утверждении схемы ;

2. письменный мотивированный отказ в утверждении Схемы.

Как следует из ответа Департамента истцу, ни одно из указанных действий, являющихся результатом предоставления государственной услуги не совершено. При этом ответчик в своем ответе не указывает, каким нормативным актом в данном случае предусмотрено возвращение без рассмотрения поданного заявления.

В связи с чем суд полагает принятое решение не соответствующим требованиям правовых норм, регламентирующих утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.                                       Следовательно, принятое решение о возврате поданного заявления без рассмотрения, изложенное в письме Департамента от 01.06. 2017 года является необоснованным.

    В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    При этом в силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

    В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает их не соответствующими действующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. При этом в резолютивной части решения суда суд указывает на необходимость принятия административным ответчиком решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав.

    С учетом того, что при рассмотрении дела    нашли подтверждение доводы истца о нарушении по вине ответчика его прав и законных интересов в сфере земельных отношений, препятствующие в осуществлении прав, исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения Департамента о возвращении заявления об в утверждении схемы расположения земельного участка без рассмотрения. В данном случае устранение нарушений прав истца и препятствий к их осуществлению возможно путем обязания компетентного органа    рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка. Исходя из целей и задач административного судопроизводства именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.

         Суд не находит оснований для удовлетворения иска Ворвулева А.А. в части признания незаконным отказа ответчика от 20.01. 2017 года на заявление от 02.11.2015 года в связи с пропуском истцом срока обращения с административным заявлением в суд, предусмотренного ч.1 ст. 219 КАС РФ. В этой части иска должно быть отказано.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ суд

                    Р е ш и л :

Исковые требования Ворвулева ....    к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о возврате заявления Ворвулеву .... об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу ....       на кадастровом плане территории, оформленное письмом от 01.06. 2017 года    , обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя рассмотреть заявление Ворвулева ....      об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу ....    на кадастровом плане территории с вынесением мотивированного решения в течении одного месяца с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в городской суд г. Севастополя в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судьей 20 ноября 2017 года.

Председательствующий                                            Богаевская Т.С.

2а-2887/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ворвулёв А.А.
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Ворвулёв А.А.
Ворвулёва С.И.
Управление земельного контроля города Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Богаевская Т.С.
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
21.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017[Адм.] Судебное заседание
14.11.2017[Адм.] Судебное заседание
20.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее