Решение по делу № 2-416/2019 от 31.10.2019

    11RS0018-01-2019-000725-41

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 4 декабря 2019 года по делу № 2-416/2019

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Плескач О.А.,

с участием помощника прокурора Усть-Куломского района Республики Коми                        Москалевой М.В., рассмотрев в с. Усть-Кулом в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах Емангуловой М.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Емангуловой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Усть-Куломского района РК, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, в виде жилого дома или квартиры, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что Емангулова М.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Емангулова М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения. Обязанность администрацией района не исполнена, право Емангуловой М.В. на получение жилого помещения не реализовано.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований. Указала доводы, изложенные в иске. Дополнила, что прокуратурой района была проведены проверка, в рамках которой было установлено, что объем ассигнований, выделенных ответчику, составляет 42 млн. рублей, на дату проверки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, освоено лишь 7,8 млн. рублей, иная работа не проводилась, то есть администрация района не предпринимает должных мер для освоения выделенных денежных средств.

Истец Емангулова М.В. поддержала исковые требования заявленные прокурором в предыдущем судебном заседании. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.

Администрация муниципального района «Усть-Куломский» в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. В представленных суду письменных возражениях указала на свое несогласие с заявленными требованиями, обосновав это тем, что свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности администрации (в том числе муниципального специализированного жилищного фонда) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось, что послужило причиной непредставления жилого помещения Емангуловой М.В. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, администрации муниципального района «Усть-Куломский» состоят 184 гражданина. В основном списке детей-сирот Емангулова М.В. состоит под . Ответчик считает, что отсутствие в муниципальном специализированном жилищном фонде жилых помещений для данной категории лиц и недостаточность выделенных субвенций на исполнение государственных полномочий, являются исключительными обстоятельствами несвоевременного предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

Согласно справке администрации муниципального района «Усть-Куломский» РК от ДД.ММ.ГГГГ Емангулова М.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федерального закона № 159-ФЗ) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Емангулова М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из материалов дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Емангулова М.В. повторно обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с отсутствием свободных жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении жилья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в администрации состоят 184 человека. На сегодняшний день в основном списке детей-сирот Емангулова М.В. состоит под .

По настоящее время Емангулова М.В. специализированным жилым помещением не обеспечена. В предыдущем судебном заседании она пояснила, что местом своего жительства считает <адрес> РК. Ранее была зарегистрирована у своих опекунов в <адрес>, но опекуны попросили сняться с регистрационного учета, чтобы не переплачивать за вывоз мусора, она согласилась. В Сыктывкаре проживает с ДД.ММ.ГГГГ, потому что учится там. В настоящее время проживает в студенческом общежитии. По окнчанию учебы планирует вернуться в <адрес> РК для трудоустройства и постоянного проживания в районе. Иного жилого помещения не имеет.

Разрешая спор по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.

В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федерального закона № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» от 01.12.2015 № 115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (части 7, 8 статьи 1).

Положениями статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Доводы ответчика, указывающие на злоупотребление правом со стороны истца, в данном случае необоснованны и не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом правоотношении, исходя из требований стороны истца, не содержатся основания для признания их действий как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Иное толкование данного обстоятельства приведет к нарушению прав истца на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства и поставит исполнение закона в зависимость от исполнения обязательств ответчиком.

Не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска и доводы ответчика касаемо отсутствия квартиры или дома для предоставления истцу, и то обстоятельство, что она состоит в очереди под , поскольку такой очерёдности закон не предполагает.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Куломского района РК, в интересах Емангуловой М.В., к администрации муниципального района «Усть-Куломский» Республики Коми о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» РК предоставить Емангуловой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» Республики Коми.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2019 года.

Судья –                                Т.В. Мартынюк

2-416/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емангулова Мария Вячеславовна
прокурор Усть-Куломского района
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Мартынюк Т.В.
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Дело оформлено
05.02.2020Дело передано в архив
04.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее