25RS0008-01-2020-000523-67
Дело № 2а-452/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск ДД.ММ.ГГГГ
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Тур И. А., при ведении протокола помощником Панковой И. А., с участием представителя административного истца прокурора Копаева Т. Т., рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к вышеуказанному электронному адресу, на котором в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределённому кругу лиц о способах хищения энергоресурсов путём остановки и воздействия на приборы учёта электрической энергии и водоснабжения. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование, распространение отсутствуют. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным, что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МО МВД России «Дальнереченский». Установка различных устройств, останавливающих приборы учёта коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учёта и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность. Распространение указанной информации также противоречит целям и задачам действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Размещённая в нарушение действующего законодательства информация на сайте: <данные изъяты>, в Единый реестр не внесена ввиду того, что пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определён. Из информации управления Роскомнадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что данный орган не уполномочен на принятие решения о признании указанной информации запрещённой для дальнейшего включения Интернет-ресурса <данные изъяты>, в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд. Признание информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Представитель административного истца требования поддержал, указал, что на ДД.ММ.ГГГГ сведения о запрете размещённой на сайте информации отсутствуют. Просил административный иск удовлетворить.
Выслушав участвующее лицо, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. п. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьёй 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Статья 9 указанного закона предусматривает ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <данные изъяты>, на котором в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределённому кругу лиц о способах хищения энергоресурсов путём остановки и воздействия на приборы учёта энергоснабжения. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование, распространение отсутствует. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края по адресу: <адрес> при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки и рассмотрения дела не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами страниц от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок пользования энергоресурсами в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.Законодательством установлен запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, электроэнергии, газа и вскрытия пломб на них. Дальнейшее нахождение в открытом доступе указанной информации формирует у неопределённого круга лиц отношение к применению данных способов хищения энергоресурсов, как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещённой на данном сайте.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьёй 7.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу, а также мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей, путём кражи. Статьёй 158 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в случае хищения чужого имущества на сумму двух тысяч пятисот рублей.
Кроме того, в ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нём намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Статьёй 2 Закона № 149-ФЗ установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-единый реестр) создаётся в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.
В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещённой информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещённую информацию; описание выявленной запрещённой информации, позволяющее её идентифицировать, включая (если имеется) её название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет», запрещённой информацией.
С учётом требований Закона №149-ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещённая на сайте <данные изъяты> подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещённой на указанном сайте, запрещённой к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закон № 149-ФЗ.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В связи с изложенным, требования заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора о признании информации, размещённой на сайте по сетевому адресу <данные изъяты> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью административное исковое заявление заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признать информацию, размещённую на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Дальнереченский районный суд.
Судья И. А. Тур