РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
17.10.2019 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Шабашевой М.Л.,
с участием прокурора Кофтун А.И.,
законного представителя несовершеннолетнего Чернова Р.А. – Черновой Е.Н.,
представителя ответчика администрации г.Сочи Козаева Э.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Сочи в защиту прав и законных интересов малолетнего Чернова Р. А. к администрации г.Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
установил:
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Чернова Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Чернову Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи..
В обоснование требований указывает, что прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Черновой Е.Н. по вопросу соблюдения прав её малолетнего сына Чернова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на доступное дошкольное образование.
Установлено, что Чернов Р.А. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 21.11.2017.
До настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест на полный день, возможных к предоставлению Чернову Р.А. в муниципальных дошкольных образовательных организациях г.Сочи.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кофтун А.И., а также Чернова Е.Н. требований административного иска поддержали.
В судебном заседании представитель администрации г.Сочи Козаев Э.П. просил в удовлетворении административного иска отказать.
Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципального образования. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанные ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор полномочен обратиться с заявлением в суд.
Прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Черновой Е.Н. по вопросу соблюдения прав её малолетнего сына Чернова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на доступное дошкольное образование.
Установлено, что Чернов Р.А. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 21.11.2017.
До настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест на полный день, возможных к предоставлению Чернову Р.А. в муниципальных дошкольных образовательных организациях г.Сочи.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения ст.43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст.38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.
Таким образом, важнейшей функцией РФ, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно п.1 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Город Сочи наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" статусом городского округа.
В силу п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.3).
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014 № 08-1002, с 01.01.2014 вступивший в силу п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Аналогичная позиция закреплена и в п.13 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч.1 и ч.2 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В силу п.6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования" образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.Сочи относится к компетенции администрации муниципального образования г.Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Заявление о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Чернова Р.А. – Черновой Е.Н. подано в установленном законом порядке 03.09.2018, при подаче заявления о предоставлении места Чернову Р.А. соблюдены необходимые условия для получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ заявительнице было отказано в предоставлении места её сыну на полный день, в связи с отсутствием мест на полный день, возможных к предоставлению.
Согласно информации министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.09.2019 в настоящее время Чернов Р.А. не может быть обеспечен местом в муниципальной образовательной организации г. Сочи по причине отсутствия мест, возможных к предоставлению, несмотря на то, что Чернову Р.А. уже исполнилось 4 с половиной года.
Непредоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права Чернова Р.А. на доступное, бесплатное дошкольное образование.
Согласно указанной выше правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 15.05.2006 № 5-П, определено, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов России или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
А равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2014 № 36-КГ14-2 и от 12.02.2019 № 33-КГ18-13.
Кроме того, непредоставление малолетнему Чернову Р.А. места в детском саду на полный день лишает его мать права на труд, что ведет к потере последней работы и соответственно существенно ухудшает уровень жизни семьи.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Чернова Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Чернову Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 13.11.2019 г.
Председательствующий