Решение по делу № 2-55/2020 от 06.05.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 г.                                                         <адрес>

                                                                                                             <адрес>

Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи ФИО1,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца – заместителя прокурора <адрес> ФИО4, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>, администрации Джигдинского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - министерство), администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> (далее администрация района), администрации Джигдинского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района <адрес> (далее - администрация сельского поселения) о возложении обязанности. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения ответчиками требований законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой выявлены нарушения требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. Поскольку бездействие ответчиков по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов образующихся на территории <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, прокурор просит суд: обязать министерство организовать деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке площадью примерно 800 кв.м примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения: <адрес>, в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01); обязать администрацию района, администрацию сельского поселения принять участие в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке площадью примерно 800 кв.м примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4 на удовлетворении заявленного иска настаивал и, поддержав изложенное в иске, уточнив исковые требования, просил суд обязать министерство организовать деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01; обязать администрацию района и администрацию сельского поселения принять участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

Представитель администрации района ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора не возражал. Пояснил, что при организации министерством деятельности по обработке твердых коммунальных отходов, администрация района в соответствии с требованиями закона готова принять участие в организации данной деятельности.

В судебном заседании представители министерства и администрации сельского поселения участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела ответчики извещены в установленном законом порядке, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, представителя администрации района, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ), ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 27:02:0010304:2 находится в собственности Джигдинского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района <адрес>. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, примерно в 1000 м на запад от здания администрации, находящегося по <адрес>. Вид разрешенного использования: под объектами размещения отходов потребления. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Далее судом установлено, что по поручению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверочных мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в целях проверки исполнения законодательства о сборе, транспортировке, утилизации твердых коммунальных отходов в Джигдинском сельском поселении, принято решение о проведении проверки в администрации района и администрации Джигдинского сельского поселения. В ходе данной проверки установлено, что на земельном участке, расположенном на удалении примерно 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения по адресу <адрес> расположен полигон твердых коммунальных отходов. При обследовании данного полигона выявлено отсутствие территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов. На выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов. По периметру всей территории полигона отсутствует легкое ограждение или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В месте разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов отсутствуют переносные сетчатые ограждения. Указанные обстоятельства подтверждаются решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ , актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к акту фототаблицей и не оспаривались ответчиками в ходе судебного разбирательства.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.51 названного Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ указано, что он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. К объектам размещения отходов относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в числе прочего относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На территории <адрес> отдельные вопросы обращения с отходами производства и потребления регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям <адрес> в области обращения с отходами в числе прочего отнесено: установление полномочий отраслевых органов исполнительной власти края в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, в соответствии с возложенными задачами и целями министерство обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> отнесена к полномочиям министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что в соответствии с ч.4 ст.14, ч.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, ст.142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Порядком заключения соглашений органами местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района с органами местного самоуправления сельских поселений Аяно-Майского муниципального района о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , Собранием депутатов Аяно-Майского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о передаче с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления Аимского сельского поселения, Джигдинского сельского поселения и Нельканского сельского поселения осуществление части полномочий органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района по решению вопросов местного значения, предусмотренных п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, а именно вопрос по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

    Аналогичные положения предусмотрены Уставом Джигдинского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района <адрес>.

Поскольку к вопросам местного значения сельского поселения относится только участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора к администрации Джигдинского сельского поселения о возложении обязанности принять участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ).

Введенные в действие на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (п.1.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01).

Пунктами 3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 предусмотрено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Вместе с тем из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, письменных отзывов на иск прокурора министерства и администрации района установлено, что министерством и администрацией района в пределах их компетенции не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образующихся на территории <адрес>, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

Бездействие ответчиков создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Изложенные в письменном отзыве на исковое заявление доводы министерства о том, что фактически эксплуатируемый под размещение твердых коммунальных отходов земельный участок с кадастровым номером 27:02:0010304:2 не является полигоном, а также о том, что указанный земельный участок отсутствует в государственном реестре объектов размещения отходов, не свидетельствуют о необоснованности заявленного прокурором иска, а напротив подтверждают бездействие ответчиков в области обращения с отходами.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором иска к министерству, администрации района и его удовлетворении. В иске прокурора к администрации Джигдинского сельского поселения надлежит отказать, поскольку он заявлен к ненадлежащему ответчику.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суда, суд, с учетом предмета заявленного иска, считает достаточным для исполнения требований прокурора срок – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

От уплаты государственной пошлины ответчики, освобождены на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – удовлетворить.

Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать администрацию Аяно-Майского муниципального района <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке примерно в 1000 м на запад от здания администрации Джигдинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3.5, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В удовлетворении иска прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Джигдинского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                И.<адрес>

2-55/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров А.В.
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Администрация Джигдинского сельскогго поселения
Администрация Аяно-Майского муниципального района
Суд
Аяно-Майский районный суд Хабаровского края
Судья
Бобелева Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
a-maisky.hbr.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Подготовка дела (собеседование)
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее