Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Петуниной Н.В.,
представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Рушкова А.И., действующего на основании доверенности от ....2019 г., представителя административного ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области Нежина С.А., действующего на основании распоряжения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске 04 октября 2019 года административное дело № по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о приведении деятельности по организации водоснабжения в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о приведении деятельности по организации водоснабжения в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Свои требования мотивировали тем, что в ходе плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета, проведенной на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 19.04.2019 №, установлено, что не разработан и не утвержден в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения: скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины №, с. Прогресс ул. Ильинка, ул. Медвежья горка, скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ... используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения и коммунально-бытовых нужд населения территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины № (с. Прогресс, ул. Ильинка), скважины № (с. Прогресс, ул. Ильинка - ул. Медвежья горка), скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины (с. Ключи ул. Бирюкова, ...) огорожены частично (имеются дефекты ограждения), охраной не обеспечены (отсутствуют въездные ворота), дорожки к сооружениям не имеют твёрдого покрытия на скважине с. Ключи, ул. Бирюкова, ... (у пруда) не предусмотрена возможность отбора проб воды границы первого пояса скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ... (у пруда) не выдерживается: от подземного источника в северовосточном и северо-западном направлениях менее 30 метров, в юго-западном направлении в 24,4 метрах располагается водоем, восточном направлении - в 8,0 метрах располагается жилой дом, в 28,8 метрах расположена баня домовладения по переулку Бирюкова, ... границы первого пояса скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского не выдерживается: в юго-восточном и юго-западном направлениях менее 30 метров в северном направлении в 9,6 метрах расположен жилой дом по ул. Рождественского, ... Таким образом, ответчиком при осуществлении деятельности по организации водоснабжения населения с. Ключи и п. Прогресс допущены нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований. Проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения разрабатывается с целью установления границ трех поясов ЗСО. При этом, при определении границ первого и второго пояса учитываются факторы возможного загрязнения источника водоснабжения. Эксплуатация водозабора в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу загрязнения источников водоснабжения, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ключевского сельсовета. С учетом уточнения, просили обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения: скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского скважины №, с. Прогресс, ул. Ильинка, ул. Медвежья горка скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ..., в соответствии с п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31.12.2021 г. Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области устранить дефекты ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны в с. Прогресс, ул. Ильинка, скважины № с. Прогресс, ул. Ильинка - ул. Медвежья горка, скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины, с. Ключи ул. Бирюкова, ..., обеспечить охраной, а дорожку к сооружениям выполнить из твёрдого покрытия, в соответствии с п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31.12.2021 г. Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить возможность проведения замера дебита, уровня и отбора проб воды в водозаборном сооружении (скважине), расположенной на территории первого пояса зоны санитарной охраны в селе Ключи (у пруда) Шадринского района Курганской области, в соответствии с п. 8.5 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуальная редакция СНиП 2.04.02-84», в срок до 31.12.2021 г. Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области разработать проект плана первого пояса ЗСО и получить заключение от санитарно-эпидемиологического надзора для скважины, расположенной в с. Ключи, ул. Бирюкова, ... (у пруда) для скважины №, с. Прогресс, ул. Рождественского, в соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31.12.2021 г.
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Рушков А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области Нежин С.А. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Суд, заслушав представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч.1 ст.38 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, и связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном Положением и государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Согласно ч.1,3 ст.39 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные Правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных Правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», настоящий СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСС организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с требованиями п. 15.4 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций: водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами I санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое i ограждение высотой 2,5м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2мглухое и на 0,5м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения».
В соответствии с п. 8.5 СП 31.13330.2012, в конструкции скважины необходимо предусматривать возможность проведения замера дебита, уровня и отбора проб воды, а также производства ремонтно-восстановительных работ при применении импульсных, реагентных и комбинированных методов регенерации при эксплуатации скважин.
В соответствии с п.2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 м, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
В соответствии с п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 мероприятия по первому поясу - не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов
ЗСО.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Ст.8 Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно -эпидемиологического заключения.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирование факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации о 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст. 3 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, территория Ключевского сельсовета определена границами, которые установлены Законом Курганской области от 4 ноября 2004 года № 739 «Об установлении границ муниципального образования Ключевского сельсовета, входящего в состав муниципального образования Шадринского района».
В соответствии с п. 3 ст. 4 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, в состав Ключевского сельсовета входят территории населенных пунктов: село Ключи, прилегающие к нему земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения.
Администрация Ключевского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган Ключевского сельсовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ключевского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области, (п. 1 ст. 40 Устава).
В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, Вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепленные за Ключевским сельсоветом организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (копия Устава л.д. ...).
Судом установлено, что на территории Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области расположены скважины, предназначенные для хозяйственно-питьевого водоснабжения и коммунально-бытовых нужд населения, а именно скважина № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважина №, с. Прогресс ул. Ильинка, ул. Медвежья горка, скважина с. Ключи, ул. Бирюкова, ....
В ходе плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета, проведенной Управлением Роспотребнадзора, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 19.04.2019 №-р (л.д. ...), установлено, что не разработан и не утвержден в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения: скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины №. Прогресс ул. Ильинка, ул. Медвежья горка, скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ..., используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения и коммунально-бытовых нужд населения территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины № (с. Прогресс, ул. Ильинка), скважины № (с. Прогресс, ул. Ильинка - ул. Медвежья горка), скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины (с. Ключи ул. Бирюкова, ... огорожены частично (имеются дефекты ограждения), охраной не обеспечены (отсутствуют въездные ворота), дорожки к сооружениям не имеют твёрдого покрытия на скважине с. Ключи, ул. Бирюкова, ... (у пруда) не предусмотрена возможность отбора проб воды границы первого пояса скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ... (у пруда) не выдерживается: от подземного источника в северовосточном и северо-западном направлениях менее 30 метров, в юго-западном направлении в 24,4 метрах располагается водоем, восточном направлении - в 8,0 метрах располагается жилой дом, в 28,8 метрах расположена баня домовладения по переулку Бирюкова, ... границы первого пояса скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского не выдерживается: в юго-восточном и юго-западном направлениях менее 30 метров в северном направлении в 9,6 метрах расположен жилой дом по ул. Рождественского, ...
Факт нарушения не оспаривался представителем ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области в судебном заседании и подтверждается представленными суду доказательствами: актом проверки № от 17.06.2019 г., экспертными заключениями от 05.06.2019 г. (л.д. ...,...).
По результатам плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области 17.06.2019 г. выдано предписание № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (л.д. ...).
Судом установлено, что ответчиком Администрацией Ключевского сельсовета при осуществлении деятельности по организации водоснабжения населения с. Ключи и п. Прогресс допущены нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований. Проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения разрабатывается с целью установления границ трех поясов ЗСО. При этом, при определении границ первого и второго пояса учитываются факторы возможного загрязнения источника водоснабжения. Эксплуатация водозабора в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу загрязнения источников водоснабжения, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ключевского сельсовета.
Суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 13 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с чем, следует освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования Шадринский район Курганской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о приведении деятельности по организации водоснабжения в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательств, удовлетворить.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения: скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского скважины № с. Прогресс, ул. Ильинка, ул. Медвежья горка скважины с. Ключи, ул. Бирюкова, ..., в соответствии с п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31 декабря 2021 г.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области устранить дефекты ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны в с. Прогресс, ул. Ильинка, скважины № с. Прогресс, ул. Ильинка - ул. Медвежья горка, скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, скважины, с. Ключи ул. Бирюкова, ... обеспечить охраной, а дорожку к сооружениям выполнить из твёрдого покрытия, в соответствии с п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31 декабря 2021 г.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить возможность проведения замера дебита, уровня и отбора проб воды в водозаборном сооружении (скважине), расположенной на территории первого пояса зоны санитарной охраны в селе Ключи (у пруда) Шадринского района Курганской области, в соответствии с п. 8.5 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуальная редакция СНиП 2.04.02-84», в срок до 31 декабря 2021 г.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области разработать проект плана первого пояса ЗСО и получить заключение от санитарно-эпидемиологического надзора для скважины, расположенной в с. Ключи, ул. Бирюкова, ...у пруда) для скважины № с. Прогресс, ул. Рождественского, в соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в срок до 31 декабря 2021 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2019 года.
Судья Шадринского
районного суда И.С. Воронцов