Дело №2-967/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Буйловой О.О.,
при секретаре Нефедовой М.В.,
с участием: истца Байназаровой Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байназаровой Л. Ш. к ГБУЗ «Городская больница» города Гая, Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по плате коммунальных услуг,
установил:
Байназарова Л.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указа, что она является заведующей фельдшерско- акушерским пунктом, акушером Нововоронежского ФАП ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, проживает в сельской местности и имеет право на получение льготы по 100% оплате коммунальных услуг. До ДД.ММ.ГГГГ. она пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением. За период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. ей в счет оплаты за потребленную электроэнергию оплачено 42 365,11 руб., за потребленный газ оплачено 51 961,52 руб., из которых 1860 руб. были возмещены ответчиком. Таким образом, сумма невыплаченной компенсации составляет 92 466,63 руб.
Просила суд: взыскать с ответчиков в свою пользу понесенные расходы на оплату потребленной электроэнергии и природного газа за период с сентября 2016г. по август 2019г. в размере 92 466,63 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 2 974 руб.
В судебном заседании истец Байназарова Л.Ш. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков ГБУЗ «Городская больница» города Гая, Министерства здравоохранения Оренбургской области, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Байназарова Л.Ш. работает в Нововоронежском ФАП в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>.
Истец проживает в сельской местности и до 1 января 2005 года пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанной с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья, утвержденными Верховным Судом РФ 22 июля 1993 года N 54871.
Справкой ГБУЗ «ГБ» г. Гая от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Байназаровой Л.Ш. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 1 860 руб., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. компенсация не выплачивалась, ввиду отсутствия заявления с прилагающимися документами.
Истец полагает, что в силу действовавшей до 01 января 2005 года части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан она как медицинский работник, проживающий в сельской местности, и члены её семьи имеют право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, как следует из справки о зарегистрированных жильцах по адресу: <адрес>, в жилом помещении зарегистрированы: Б.М.К., Б.К.М., Байназарова Л.Ш. и У.Т.С.
Согласно справке филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Гае, У.Т.С. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2016 №27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Размер выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составил 12 587,9 руб.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения, должен определяться уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 383-О-П от 07 февраля 2008 года, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Пункт 2 статьи 153 данного Закона содержит требование о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В связи с внесёнными в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изменениями был принят закон Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", которым установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Оренбургской области, ветеринарной службы Оренбургской области, государственных образовательных организаций Оренбургской области и медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников (статья 1).
В соответствии со статьёй 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ размер компенсации составляет 155 рублей в месяц.
Статьи 1,2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" были предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации.
При этом Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что указанные нормы принятого Закона Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ не противоречат федеральному законодательству, в частности статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и статье 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2009г. 47-Г09-45).
На основании статьи 3 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе: медицинские и фармацевтические работники.
Компенсация выплачивается квалифицированным работникам, занятым на основной постоянной работе не менее 75 процентов нормы своего рабочего времени. Работающим по совместительству и работникам, принятым для замены временно отсутствующего специалиста, компенсация не предоставляется.
Работникам, имеющим право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом и льготу или денежную компенсацию по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги по иным основаниям, компенсация или льгота предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Как следует из материалов дела, истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с 01ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была выплачена компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 1860 руб.
Поскольку, работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории Оренбургской области, вправе претендовать только на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ, в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 155 руб., оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В силу статьи 4 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы.
Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.
Из материалов дела видно, что истец не обращалась к работодателю с заявлением о предоставлении компенсации, к которому были приложены документы, подтверждающие её право на компенсацию, в связи с чем в силу статьи 4 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 N 1772/301-III-ОЗ оснований для получения денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с настоящим законом у истца не имеется.
Кроме того, часть суммы, которую просит взыскать истец с ответчиков, по оплате за потребленную электроэнергию и природный газ, была возмещена ГКУ «Центр социальной поддержки населения» члену ее семьи- У.Т.С., которая является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, оснований для взыскания с ответчиков судебных расходов по уплате государственной пошлины, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Байназаровой Л. Ш. к ГБУЗ «Городская больница» города Гая, Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по плате коммунальных услуг- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом: 01.11.2019г.
Судья: О.О. Буйлова