Решение по делу № 2-2060/2016 от 02.12.2016

Дело № 2-2060/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                                                    г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Уральской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Е.Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

установил:

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе К. и К. районе ЧР (далее - Управление) Павловой Е.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Этим же решением Павловой Е.Д. отказано во включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующего В. фельдшерским пунктом К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры - воспитательницы детского сада совхоза «У.» К. района ЧР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды нахождения Павловой Е.Д. в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком в должности акушерки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж в календарном порядке без применения льготного исчисления стажа (один год работы в сельской местности за один год три месяца).

Не согласившись с данным решением, Павлова Е.Д. обратилась в суд с иском к Управлению об отмене его решения в указанной части, обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), периоды работы в должности медицинской сестры - воспитательницы детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, применить к периодам нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком в должности акушерки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление стажа (один год работы в сельской местности за один год три месяца) и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивировала тем, что в спорный период ее работы в должности медицинской сестры - воспитательницы в детском саду действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1398, которым предусматривалось включение в выслугу лет работы в должности медицинской сестры в детских садах. В период нахождения ее на курсах повышения квалификации работодателем уплачивались страховые взносы и за ней сохранялось место работы, в связи с чем данный период включается в страховой и специальный стаж. В спорные периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом она руководствовалась должностной инструкцией среднего медицинского и фармацевтического персонала, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской и городской местности. Согласно законодательным актам отпуск по уходу за ребенком засчитывался в специальный стаж до 6 октября 1992 года. На момент нахождения в декретных отпусках и в отпусках по уходу за ребенком периоды ее работы по специальности исчислялись льготно, в связи с чем считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца). Также просила взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в суд в размере рублей.

В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 мая 2016 года №424п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Чувашской Республике-Чувашии» принято решение о реорганизации УПФР в г.К. и К. районе ЧР, УПФР в К. районе ЧР и УПФР в Я. районе ЧР путем их слияния с образованием нового юридического лица - Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного), ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное).

Таким образом, ответчик является правопреемником УПФР в г.К. и К. районе ЧР, решение которого оспаривается истцом.

В судебном заседании истец Павлова Е.Д. вышеуказанные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе К. ЧР (межрайонного)Т., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список 2002 года);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список 1999 года);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список 1991 года);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №516);

Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года №781).

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 настоящего постановления, применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (далее - Правила №1066 от 22.09.1999 г.), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

До 01 ноября 1999 года не имело значения, полный ли день в течение рабочего дня работник здравоохранения занимался лечебной деятельностью.

Согласно п. 1 Правил № 1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, утвержденным этим Постановлением.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.

В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца.

При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил №1066от 22 сентября 1999 года).

В настоящее время действует Список 2002 года, правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы медсестрой-воспитательницей в детском саду, суд исходит из следующего.

В спорный период действовало вышеназванное Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В указанном Перечне в пункте II «Врачи и другие медицинские работники» подпункта 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» в разделе «Наименование учреждений и организаций» указаны «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должностей» указаны «медицинской сестры - все независимо от наименования должности».

В трудовой книжке истца Павловой Е.Д. (л.д. ) имеются записи о приеме ее на работу на должность медсестры-воспитательницы детского сада совхоза «У.» К. района ЧР с ДД.ММ.ГГГГ и об увольнении с работы с указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), выданной администрацией К. района ЧР, следует, что в документах архивного фонда совхоза «У.» в книгах приказов по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ годы имеются сведения о приеме на работу и об увольнении Павловой Е.Д. (приложение - копии приказов на листах), книга учетов расчетов по оплате труда за год (д. Н.) на постоянное хранение не поступила, в книгах учета расчетов по оплате труда за ДД.ММ.ГГГГ год имеются сведения о начислениях зарплаты Павловой Е.Д. за ДД.ММ.ГГГГ года.

Копиями приказов из архива администрации К. района ЧР подтверждается прием и увольнение истца по спорной должности ().

Разрешая заявленные исковые требования и установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что спорный период работы Павловой Е.Д. медицинской сестрой- воспитательницей в детском саду совхоза «У.» К. района ЧР имел место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, предусматривающего возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истца в указанной должности и учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.

Относительно требования истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных Правил №781).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В этом случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.

Ответчик оспариваемым решением включил в специальный стаж истца периоды ее трудовой деятельности в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, и в К. городской больнице в должностях акушерки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отдельных периодов. При этом работа истца в К. ЦРБ Управлением включена в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца), как работа в учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, а спорные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет - в календарном порядке.

Трудовой книжкой истца Павловой Е.Д. (л.д. ), справками, уточняющими периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, за от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д) и за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), выданных соответственно <данные изъяты> (далее - К. ММЦ) и <данные изъяты>, подтверждается ее работа в указанные периоды в должности акушерки и в учреждениях, предусмотренных Списками. В настоящее время истец продолжает работать в той же должности в К. ММЦ.

Нахождение истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной <данные изъяты> (л.д. ).

В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж включаются, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Периоды нахождения в декретном отпуске, то есть в отпуске по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности (ст. 255 Трудового кодекса РФ), поэтому подлежит включению в специальный стаж.

С учетом того, что истец находилась в указанные периоды в должности в учреждении, дающей право на применение льготного исчисления стажа как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, спорные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года подлежат исчислению в указанном льготном порядке.

В связи с тем, что спорные периоды работы истца заведующим фельдшерским пунктом К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относятся к периодам до 01 ноября 1999 года, когда действовал Список 1991 года, юридически значимым обстоятельством при разрешении исковых требований в указанной части является факт занятия Павловой Е.Д. должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждений любой формы собственности, расположенном в сельской местности.

Поскольку в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, суд считает, что следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим до 01 декабря 2008 года, в соответствии с которым должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу

Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. ) должность, в которой истец работала в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась заведующий фельдшерским пунктом.

Работа истца в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, факт нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной работодателем <данные изъяты> (л.д. ).

Действующим в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом законодательством было предусмотрено создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских пунктов. Так, Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566 (утратил силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.03.2003 года №118) было утверждено «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» (приложение №1 к приказу), согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая заведующей В. фельдшерского пункта, она, помимо организационных функций, выполняла также следующие обязанности: <данные изъяты>.

Выполняемые в спорный период истцом должностные обязанности соответствуют обязанностям заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, обозначенные в «Положении о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере», утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года №566, а также должностным обязанностям фельдшера, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года № 18247), что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой.

В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего фельдшерским пунктом она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Павлова Е.Д., что подтверждается штатным расписанием медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ году в Д. фельдшерско-акушерском пункте (далее - ФАП) С. с/с предусмотрена должность: зав. медсестра, санитарка (л.д. ), штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому в Д. фельдшерско-акушерском пункте С. с/с предусмотрена должность: зав. медсестра, санитарка (л.д. ).

Справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной <данные изъяты> (л.д. ) подтверждается, что Павлова Е.Д. работала в должности заведующей В. фельдшерского пункта вышеуказанной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период Павлова Е.Д. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением дочери, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Работа в указанной должности и при вышеуказанных условиях и дает право на установление досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

То обстоятельство, что должность заведующего фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям.

В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.

В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года № 1104 фельдшера - заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к средним медицинским работникам.

Как указано выше действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.

В связи с изложенным, спорные периоды работы истца в должности заведующего В. фельдшерским пунктом в К. ЦРБ подлежат включению в специальный стаж.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.

С учетом приведенных правовых норм спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в К. ЦРБ в должности заведующего фельдшерским пунктом, относящейся к среднему медицинскому персоналу, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в той же должности является незаконным и необоснованным.

Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа (1 год работы за 1 год 3 месяца в сельской местности при смешанном стаже) к названным спорным периодам подлежит удовлетворению, поскольку ее лечебная деятельность протекала в сельской местности.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы в должности заведующей В. фельдшерского пункта К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления стажа, суд исходит из следующего.

Как указано выше после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников изменилось: оно стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

В рамках рассматриваемого дела судом для проверки доводов истца Павловой Е.Д. направлен запрос в <данные изъяты> о предоставлении суду сведений о выполнении Павловой Е.Д. нормы рабочего времени в размере 1 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ Чувашская Республика «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, следует, что Павлова Е.Д. действительно работала в указанном учреждении заведующей В. фельдшерским пунктом, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом выполняемая ею норма рабочего времени составляла одну ставку.

При этом согласно выписки из приказа по К. ЦРБ за от ДД.ММ.ГГГГ Павлова Е.Д. была принята в В. фельдшерский пункт фельдшером временно на период учебы фельдшера Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно штатного расписания медицинского персонала фельшерско-акушерских пунктов К. района К. ЦРБ на ДД.ММ.ГГГГ год в штате В. фельдшерско-акушерского пункта имелась 1 штатная единица заведующего-фельдшера.

Следовательно, занимаемая истцом в спорный период должность должна была именоваться заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер.

При таких данных, когда судом достоверно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности и учреждении, поименованных в Списке 2002 года, расположенном в сельской местности, при этом в указанный период ею вырабатывалась норма рабочего времени на одну ставку, спорный период должен быть включен в ее специальный стаж с применением льготного исчисления как 1 год за 1 год и три месяца.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из нижеследующего.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки <данные изъяты> подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной К. ММЦ (правопреемник <данные изъяты>») (л.д. ).

Работа истца в указанной должности включена Управлением в специальный стаж как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно ч. 1 ст. 197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно ранее действовавшей ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пункт 9 вышеназванных Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Период нахождения на курсах повышения в этот перечень не входит.

Исходя из приведенных норм период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем он подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости. Следовательно, решение ответчика в части не включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Павловой Е.Д. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ составил свыше 30 лет ( лет месяца дней), исходя из следующего расчета:

года месяцев дней (признанный ответчиком) + месяца дней (суммарно периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + год месяца дня(периоды работы заведующей ФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + года дней (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + год месяцев дней (период работы в должности медсестры-воспитательницы в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении) + месяц дней (период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении).

С учетом того, что необходимый для назначения пенсии 30-летний специальный стаж истец выработала на дату обращения в Управление за назначением пенсии, право на получение досрочной страховой пенсии по вышеназванному основанию возникает у нее с ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере рублей (л.д.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

решил:

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить в части не применения к периоду нахождения Павловой Е.Д. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготного исчисления стажа как один год работы за один год три месяца; не включения в специальный стаж Павловой Е.Д. периодов работы в должности заведующего В. фельдшерским пунктом К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры-воспитательницы детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за пенсией.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) включить в специальный стаж Павловой Е.Д. в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца) периоды работы в должности заведующего В. фельдшерским пунктом К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

включить Павловой Е.Д, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности медсестры-воспитательницы в детском саду совхоза «У.» К. района ЧР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

применить к периодам нахождения Павловой Е.Д. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в должности акушерки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготный порядок исчисления стажа как один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца;

назначить Павловой Е.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) в пользу Павловой Е.Д. судебные расходы, понесенные по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                              А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2060/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова Е.Д.
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаше Чувашской Республики-Чувашии
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
02.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2016Передача материалов судье
06.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее