РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 23 января 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием защитника Кузнецовой Т.Ю., действующего в интересах МАОУ ЦО №47 г. Иркутска на основании доверенности,
рассмотрев жалобу директора МАОУ ЦО №47 г. Иркутска ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Центр образования №47 г. Иркутска, расположенного по адресу: г. Иркутск, пр-кт Маршала Жукова, д.36,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. 23 декабря 2019 года МАОУ ЦО №47 г. Иркутска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МАОУ ЦО №47 г. Иркутска ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что МАОУ ЦО №47 г. Иркутска предприняло меры к исполнению выданного предписания, исполнив 10 пунктов из 15. При этом пункты №189/1/1-3, №189/1/1-4, №189/1/1-5, №189/1/1-6, №189/1/1-8, №189/1/1-14 предписания от 24.06.2019 являются незаконными, необоснованными, неисполнимыми, сроки их исполнения недостаточными, учитывая, что здание №189/1/1-3, является зданием типовой постройки, было введено в эксплуатацию в 1991 году, нормативные акты, примененные административным органом, с применением которых согласился мировой судья, не действовали на момент постройки и ввода в эксплуатацию здания, которое не подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, а именно СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты. Кроме тог, доказательств наличия в случае угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в результате несоответствия проверяемого объекта положениям новых строительных норм и правил административным органом не представлено. Неисполненные МАОУ ЦО №47 г. Иркутска пункты предписания №189/1/1 предусматривают не просто устранение нарушений требований пожарной безопасности, но указывают на необходимость изменения объемно-планировочных и конструктивных решений здания, проведение которых не может быть выполнено в установленные предписанием сроки. Кроме того, МАОУ ЦО №47 г. Иркутска не может по причине реконструкции здания прервать образовательный процесс, допустить срыв процесса обучения и сдачи государственных экзаменов. Проведение данных работ выполнимо исключительно в период школьных каникул (июль-август) соответствующего учебного года, в том числе финансового года, на который в бюджете г. Иркутска будут предусмотрены необходимые денежные средства. Причина неисполнения предписания не зависит от воли руководителя МАОУ ЦО №47 г. Иркутска, который обращался в администрацию г. Иркутска, АО «УКС» г. Иркутска с просьбой о выделении денежных средств в бюджете г. Иркутска, о составлении сметы на выполнение работ по реконструкции здания МАОУ ЦО №47 г. Иркутска, поскольку данное учреждение является муниципальным и не имеет самостоятельных источников дохода, прибыли. Мировым судьей в ходе рассмотрения данного дела не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что эвакуационные пути рассредоточены, что подтверждается фотографиями, при этом административным органом ссылка на п. 4.2.4 СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, сделана без расчета минимального расстояния между наиболее удаленными один от другого эвакуационным выходами по приведенной в данном пункте формуле, а также без оценки общей пропускной способности всех выходов. Ссылка административного органа на п. 36 (а) Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 в пунктах №189/1/1-4, №189/1/1-5, №189/1/1-6, №189/1/1-8 предписания сделана безосновательно, так как вопрос ширины, высоты перепадов высот эвакуационного выхода, а также открывания дверей на путях эвакуации данной нормой не регламентируется. При этом п. 34 вышеуказанных правил утратил силу с 05.03.2014. Нарушения Правил, указанных в п. №189/1/1-14 предписания со стороны МАОУ ЦО №47 г. Иркутска отсутствуют, поскольку подъемно-опускные двери (жалюзи), установленные в здании позволяют вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, что подтверждается фотографиями, которым суд не дал надлежащей оценки. МАОУ ЦО №47 г. Иркутска ранее не привлекалось к административной ответственности, обстоятельства, отягчающие ответственность отсутствуют, негативные последствия не наступили, учитывая финансовое положение учреждения, заявитель жалобы полагает возможным назначить МАОУ ЦО №47 г. Иркутска наказание с применением ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Законный представитель МАОУ ЦО №47 г. Иркутска ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судьей обязательным.
ФИО1 надлежаще извещена о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, её присутствие не признано судом обязательным, ходатайств об отложении рассмотрения данной жалобы не поступало, в связи с чем, нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие ФИО1 не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в её отсутствие.
В судебном заседании защитник Кузнецова Т.Ю. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, просила учесть при рассмотрении жалобы приобщенное письмо заместителя начальника департамента по финансовым вопросам от 23.01.2020г №, в котором указано, что бюджетом города Иркутска на 2020 год расходы на оплату работ по устройству эвакуационных выходов МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска не предусмотрены. Данные денежные средства будут учтены в предложениях на корректировку бюджета г. Иркутска в 2020 году.
Выслушав защитника, исследовав жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как усматривается из материалов дела, с 03 октября 2019 года по 30 октября 2019 года на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору ФИО2 № от 25.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что МАОУ ЦО №47 г. Иркутска не выполнило в установленный срок, а именно до 01 октября 2019 года, предписание №189/1/1 от 24 июня 2019 года, выданное государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору ФИО3 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам данной проверки 29 октября 2019 года составлен акт №447, на основании которого 01 ноября 2019 года должностным лицом – государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору ФИО4 в отношении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска составлен протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения МАОУ ЦО №47 г. Иркутска административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, подтвержден: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки исполнения предписания №447 от 25.09.2019 года, актом проверки юридического лица №447 от 29 октября 2019 года, предписанием №189/1/1 от 24.06.2019 года, протоколом об административном правонарушении №2-11-795 от 01 ноября 2019 года, выпиской из ЕГРЮЛ, вывод мирового судьи о совершении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска указанного административного правонарушения является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Доказательства, представленные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска проверены и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Состав ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.
В материалах дела отсутствуют сведения об обжаловании предписания №189/1/1 от 24.06.2019 в установленном законом порядке либо о переносе срока его выполнения в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок.
Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный контроль, обязательно для исполнения. Лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности, в связи с чем, доводы заявителя о незаконности вынесенного предписания являются не состоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что вопреки доводам жалобы защитника МАОУ ЦО №47 г. Иркутска не приняло все зависящие от него меры по надлежащему выполнению предписания и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления, не является.
Приобщенное к материалам дела письмо заместителя начальника департамента по финансовым вопросам от 23.01.2020г № 215-74-233/20,не является основанием к отмене постановления мирового судьи по вышеуказанным основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности МАОУ ЦО №47 г. Иркутска.
Доводы заявителя о возможности применения ст. 4.1 КоАП РФ и назначении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, является необоснованным, поскольку состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений, указанных в предписании.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
При таких обстоятельствах, жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МАОУ ЦО №47 г. Иркутска оставить без изменения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.И. Сергеева