Дело № 2 - 565/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
05 мая 2016 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Олейниковой И.А.,
с участием истца Сергеевой Н.Е., представителя ответчика Леоновой М.М. (по доверенности от 26.03.2014 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Н.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края о назначении досрочной трудовой пенсии, -
Установил:
Сергеевой Н.Е. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края (далее – УПФ РФ), ссылаясь на то, что решением ответчика № от 22 января 2016 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку она не имеет достаточного трудового стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1997 года по 29 ноября 1997 года.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истица просит суд включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1997 года по 29 ноября 1997 года, исчислить стаж её работы в течение 20 лет 9 месяцев 27 дней как льготный из расчета 1 год и 3 месяца за каждый календарный год работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа, назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию с 11.01.2016 г.
Определением Шарыповского городского суда от 05 мая 2016 года производство по данному делу прекращено в части требований о льготном исчислении стажа работы в течение 20 лет 9 месяцев 27 дней, из расчета: 1 год и 3 месяца за каждый календарный год работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа, назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию с 11.01.2016 года, в связи с отказом Сергеевой Н.Е. от указанных исковых требований.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации, в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии
Представитель ответчика - УПФ РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края Леонова М.М. (полномочия проверены) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения уточненных исковых требований, поскольку в специальный трудовой стаж не включается период нахождения на курсах повышения квалификации (л.д.28-29,30).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого, утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ производится независимо от достижения общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 7 названного закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 января 2016 года истица обратилась в УПФ РФ по г. Шарыпово и Шарыповскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (л.д. 7-8).
Решением комиссии ответчика от 22 января 2016 года № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, стаж на соответствующих видах работ составляет 22 лет 3 месяца 27 дней, не включены периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01 октября 1997 года по 29 ноября 1997 года (л.д. 9).
Из трудовой книжки № следует, что Сергеева (Щиголакова) Н.Е. с 01.04.1994 г. (приказ № от 11.04.1984 года) работала акушеркой родильного отделения в районной больнице; с 10.05.1995г. принята на должность заведующей ФАП с. Малое Озеро – фельдшер; по настоящее осуществляет работы, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения (л.д. 10-14).
Согласно справке КГБУЗ «Шарыповская городская больница» Сергеевой Н.Е. (Щиголакова) Н.Е. с 01.10.1997 г. по 29.11.1997 г. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в г. Красноярске по циклу «Фельдшер ФАП». Вышеуказанная в справке работа дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». В основании выдачи данной справки указаны первичные документы: штатное расписание, приказы за 1995-2005г.г.; личная карточка формы Т-2 (л.д. 15-16).
После прохождения курсов Сергеевой Н.Е. (Щиголаковой) Н.Е. выдано Свидетельство № о прохождении повышения квалификации (л.д.18), а также Диплом серии СТ №, согласно которому Сергеевой Н.Е. (Щиголаковой) Н.Е.присвоена квалификация – фельдшер (л.д.19).
В вышеуказанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, за истицей сохранялись место работы и среднемесячная заработная плата.
Для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо наличие стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Нормы подпункта 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в РФ» реализуются через постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173».
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Для медицинских работников такая обязанность следует из содержания статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следуя содержанию приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому такие периоды времени подлежат включению в стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку нахождение на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы, то исчисление стажа в такой период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом п.1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает и иные периоды, которые наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются в страховой стаж.
Как следует из общих положений Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской федерации на трудовые пенсии устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом и международным договором.
Поэтому, отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ и Правилах исчисления стажа прямого указания на включение в специальный стаж курсов повышения квалификации, препятствием к зачету этих периодов, служить не может, в связи с чем, доводы ответчика являются необоснованными.
Принимая во внимание изложенное, суд считает исковые требования о включении в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии Сергеевой Н.Е. периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1997 года по 29 ноября 1997 года законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом включения периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в стаж лечебной работы истца, общий страховой стаж Сергеевой Н.Е. на момент обращения в пенсионный орган и на дату вынесения решения суда, составляет менее двадцати пяти лет, следовательно, право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца не наступило.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности, период нахождения Сергеевой Н.Е. на курсах повышения квалификации с 01 октября 1997 года по 29 ноября 1997 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.