Дело №а-1261/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2019 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Турхан Алины Андреевны об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП УФССП России по Чувашской Республике о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 266723 рубля 04 копейки.
У С Т А Н О В И Л :
Турхан А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП УФССП России по Чувашской Республике о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 266723 рубля 04 копейки.
Требования мотивированы тем, что Турхан А.А. является должником в рамках исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка – сына Василия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части всех видов доходов ежемесячно на основании исполнительного листа. В спорный период она находится в СИЗО.
Административный истец в суд не явилась, находится в ФКУ «Следственный изолятор №» УФСИН по Чувашской Республике-Чувашии, о дне и времени судебного процесса была извещена надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель Новочебоксарского ГОСП Замикова М.Н. в суд не явилась, о дне и времени судебного процесса была извещена надлежащим образом, предоставила письменный отзыв.
Представитель УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии Фадеева Л.И. в суд не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Взыскатель в суд не явился, о дне и времени судебного процесса был извещен по адресу, указанному в тексте административного искового заявления.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ)
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В целях достижения задач, определенных ст. 2 Закона об исполнительном производстве (правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций), судебный пристав-исполнитель осуществляет исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения, предусмотренные положениями ст. ст. 64, 68 Закона об исполнительном производстве.
Под алиментами в Семейном кодексе РФ понимаются средства на содержание, которые в предусмотренных законом случаях одни члены семьи обязаны уплачивать в пользу других ее членов.
Пункт 1 статьи 80 Семейного кодекса РФ возлагает на родителей обязанность содержать своих детей, не достигших 18 лет. Таким образом, при достижении ребенком совершеннолетия, обязанность уплачивать алименты прекращается. Алиментная обязанность может прекратиться и до достижения совершеннолетия в случае эмансипации ребенка (статья 27 Гражданского кодекса РФ) либо вступления в брак.
В соответствии со статьей 106 Семейного кодекса РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи, указанные в статьях 80 - 99 этого же Кодекса, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о взыскании алиментов с Турхан Алины Андреевны, <адрес> в размере 1/4 части всех видов доходов ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка - сына Василия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем перечисления на расчетный счет несовершеннолетнего, данное решение вступило в законную силу
Как установлено судом и подтверждено материалами дела в Новочебоксарском ГОСП имеется исполнительное производство №-ИП о взыскании с Турхан Алины Андреевны, <адрес> алименты в размере 1/4 части всех видов доходов ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка - сына Василия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем перечисления на расчетный счет несовершеннолетнего, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Максимовой Е.В. на основании исполнительного листа № серии ФС №, выданного Новочебоксарским городским судом Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемые к исполнительным документам. В материалах исполнительного производства отсутствует решение о признании недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Следовательно исполнительный документ является действительным и подлежит исполнению.
В целях защиты прав получателей алиментов закреплена норма о запрете зачета алиментов встречными требованиями (п. 1 ст. 116 СК РФ). Это связано со строго целевым назначением алиментов. Алиментные платежи направлены на содержание получателя алиментов, а замена другими встречными обязательствами (например, возникшими из раздела имущества, из деликатных обязательств и др.) может в значительной степени повлечь ухудшение материального положения данного лица, для которого в большинстве случаев алименты выступают основным источником получения средств на проживание. Таким образом, оплата коммунальных услуг, покупка одежды, оплата школьного питания и детский сад - не являются алиментными платежами.
Судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения требований исполнительного документа обязан принять меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП Кузьминой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ определена задолженность должника по уплате алиментов в размере 266723 рублей 04 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) из расчета средней заработной платы по Российской Федерации в сумме 42595 рублей на ноябрь 2018 года.
Согласно ч. 3 ст. 113. Семейного кодекса РФ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Оспаривая законность постановления, Турхан А.А. ссылался на то, что в период, когда было принято решение о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов (ДД.ММ.ГГГГ) она содержалась в следственном изоляторе, где в соответствии со ст. 77 УИК РФ выполняют работы по хозяйственному обслуживанию лишь осужденные к лишению свободы, а она в тот период была следственно-арестованной. Заявитель указал, что за весь период наличия алиментного обязательства не работала, так как не имела для этого возможности, поскольку длительное время содержалась в следственном изоляторе, где трудоустройство не обеспечивается. Таким образом, в период содержания в следственном изоляторе официального источника дохода не было, в связи с чем не было возможности выплачивать алименты.
Согласно доводов судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП, изложенных в письменном отзыве, если родители находятся в местах лишения свободы, то в соответствии со ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ в исправительных учреждениях из заработной платы осужденных производятся необходимые удержания, в том числе и алименты на содержание детей, так как нахождение в местах лишения свободы также не освобождает родителей от данной обязанности. Кроме того, на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 4).
В силу ч. 3 ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии с ч. 2 ст. 114 Семейного кодекса Российской Федерации суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов, если установит, что неуплата алиментов и (или) неустойки за несвоевременную уплату алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам и (или) задолженность по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель не наделен правом полностью или частично освобождать плательщика алиментов от уплаты образовавшейся задолженности.
Судом установлено, что должник Турхан А.А. в суд с заявлением об освобождении ее полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов в связи с нахождением в СИЗО № <адрес> не обращалась.
По смыслу статьи 113 Семейного кодекса РФ, для начисления задолженности правовое значение имеет установление того факта, что лицо, обязанное уплачивать алименты, не работало. Данный факт при расчете задолженности судебным приставом-исполнителем нашел свое подтверждение.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, установленных названной статьей, не является исчерпывающим.
Как указывалось выше материалы исполнительного производства содержат сведения о совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий с даты возбуждения исполнительного производства и по настоящее время.
Задачами и принципами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Судом также учтено, что представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности, в том числе материалы исполнительного производства, свидетельствуют об отсутствии оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП незаконным.
В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований Турхан А.А., руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, признает, что судебный пристав-исполнитель в данном случае действовал в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, его действия были совершены в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем не могут нарушать какие-либо права или охраняемые законом интересы заявителя
Руководствуясь ст. 220 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Турхан Алины Андреевны об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Новочебоксарского ГОСП УФССП России по Чувашской Республике о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 266723 рубля 04 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Красильникова
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2019