дело № 33а-5100/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Чирковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Звягина В. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2017 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Кана С.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Звягин В.П. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 20 655 кв.м, расположенного по <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 49 934 701,8 рублей по состоянию на 26.10.2012.
Однако Отчетом об оценке от 22.12.2016 №, подтвержденным экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Международная Палата Оценщиков» от 27.12.2016 №, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26.10.2012 определена в размере 22 377 533 рублей.
Просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 20 655 кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 26.10.2012 в размере 22 377 533 рублей.
В ходе рассмотрения дела административный истец заявленные требования уточнил, просил суд на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 26.10.2012 в размере 19 766 835 рублей.
Решением Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2017 года требования Звягина В.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что при вынесении решения суд не дал должной оценке доводам Правительства Хабаровского края, не привел мотивов несогласия с ними.
Согласно заключению судебной экспертизы, отчет оценщика, представленный административным истцом, не соответствует общим требованиям федеральных стандартов оценки и Закона об оценочной деятельности, в том числе по доводам, указанным в возражениях Правительства края.
Вместе с тем, экспертное заключение также не в полной мере соответствует требованиям ФСО № 1 и ФСО № 7. Судебным экспертом рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 19 766 835 рублей путем метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. При этом документально обоснованная информация о соответствии действительности приведенных характеристик объектов-аналогов, используемая судебным экспертом при сравнительном подходе, в заключение судебной экспертизы отсутствуют. Наименования источников публикации информации со ссылкой на объявления интернет-сайтов, не могут служить надлежащим подтверждением приведенных экспертом сведений.
Решение суда вынесено на основе экспертизы, не соответствующей требованиям обоснованности, однозначности, проверяемости, которая не могла быть принята в качестве достоверного доказательства, подтверждающего итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Щур В.Г. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что судом в полной мере были приняты доводы Правительства Хабаровского края.
Вопреки доводам жалобы, в отчете судебного эксперта все сведения указанны корректно, объекты-аналоги идентифицированы, что позволяет получить полную информацию о данных земельных участках.
Подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств несоответствия заключения судебной экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при рассмотрении дела в суде первой инстанции правильность выводов судебной экспертизы не оспаривалась.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 11.12.2015 Звягин В. П. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 20 655 кв.м, расположенного по <адрес>, для использования под нежилые здания: цех известегашения, компрессорную, мастерскую, трансформаторную подстанцию, механизированный склад цемента, операторную, растворно-бетонный узел, используемые под производственную базу.
Свидетельство о государственной регистрации выдано 23.12.2015, запись о государственной регистрации №.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 26.10.2012; относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилые здания: цех известегашения, компрессорную, мастерскую, трансформаторную подстанцию, механизированный склад цемента, операторную, растворно-бетонный узел, используемые под производственную базу.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости 28.01.2015, составляет 49 934 701,8 рублей, определена по состоянию на 26.10.2012 на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 28.01.2015, постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края».
Посчитав кадастровую стоимость земельного участка завышенной, 16.01.2017 Звягин В.П. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе Отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки №, составленный 22.12.2016 оценщиком ООО ЮК «Сенат» ФИО1., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26.10.2012 составляет 22 377 533 рублей, а также Положительное экспертное заключение на отчет №, составленное 27.12.2016 экспертом Саморегулируемая организация оценщиков Некоммерческое партнерство «Международная палата Оценщиков».
На заседании Комиссии от 08.02.2017 в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка от кадастровой стоимости составляет 55%. Оформление и содержание Отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам и правилам. По результатам рассмотрения Комиссия приняла решение отклонить заявление.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12, 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Определением Хабаровского краевого суда 09.03.2017 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Сычевой В.Ф. – председателю Экспертно-консультационного комитета Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков.
Из Заключения судебной экспертизы № от 04.04.2017 следует, что Отчет № от 22.12.2016 не соответствует общим требованиям (Закону об оценочной деятельности, ФСО №), а также требованиям специального ФСО № 7 «Оценка недвижимости», поскольку анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки проведен поверхностно только по данным 2011 года (дата оценки – 26.10.2012); вывод о ценообразующих факторах, а также внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки в Отчете не приведен (нарушен пп. «3» п. 8 ФСО 3); обзор рынка осуществлен не самостоятельно, а взят из Отчета №, размещенного в открытых источниках сети Интернет; допущены нарушения пункта 5 ФСО № 3, статьи 11 Закона об оценочной деятельности, повлиявшие на итоговую рыночную стоимость объекта оценки. Экспертом рыночная стоимость земельного участка определена в размере 19 766 835 рублей.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из рыночной стоимости земельного участка, определенной заключением эксперта, с учетом того, что данное заключение в полном объеме соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, подробно проанализировал заключение эксперта ФИО2 № от 04.04.2017, обоснованно пришел к выводу, что оно является правильным, обоснованным и объективным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они последовательны, мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об имеющихся в заключении эксперта существенных нарушениях федеральных стандартов оценки и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» отклоняются, поскольку указанные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана подробная мотивированная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Экспертное заключение № от 04.04.2017 содержит подробное описание проведенного исследования, понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы экспертов.
Ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат сведений об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Звягина В. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова