Дело 5-31/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«20» апреля 2017 года с. Корткерос, ул. Советская, д. 187
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., с участием законного представителя юридического лица - МОУ «ООШ» пос. Визябож Козловой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица:
Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» пос. Визябож, юридический и фактический адрес: <адрес>, ИНН ХХХ, ОГРН ХХХ, дата регистрации <дата>,
установил:
из протокола ХХХ от <дата>, составленного ведущим специалистом – экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> ФИО2, следует, что в ходе проведения административного расследования на основании обращения депутата Государственного Совета Республики Коми от <дата> ХХХ-СР (вх. ХХХ от <дата>), протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу зданий, помещений от <дата> в период с 10 часов до 10 часов 40 минут, на основании полученных результатов измерений от <дата> согласно экспертному заключению ХХХ от <дата>, в МОУ «ООШ» пос. Визябож выявлены нарушения требований санитарного законодательства РФ, чем нарушены требования ст. ст. 28, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3.1, п.3.3 гл. 3 таб. 2 (п.35) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; п. 3.3, 9.1., 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: З9п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»:
- в МОУ «ООШ» пос. Визябож в кабинете информатики по адресу: <адрес>, при проведении замеров <дата>, уровень искусственной освещенности не соответствует допустимым значениям, в точках по эскизу 3,6,7,8,9 измеренное общее освещение 230, 209, 241, 234, 223 ЛК соответственно, при норме 400 ЛК;
- в МОУ «ООШ» пос. Визябож в кабинете информатики по адресу: <адрес> конструкция 6 стульев из 10 на рабочем месте пользователем ПЭВМ (учащихся) не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, используемые стулья не подъемно-поворотные, не регулируются по высоте и углам наклона сидения и спинки;
- в МОУ «ООШ» пос. Визябож в кабинете информатики по адресу: <адрес> при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов составляет 60 см, при норме 1,2 м;
- в МОУ «ООШ» пос. Визябож в кабинете информатики по адресу: <адрес> общей площадью 45,8 кв.м. согласно техническому паспорту на здание школы при размещении 10 ПЭВМ площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейным терминалом (ВДТ) на базе электронно-лучевой трубки составляет 4,59 кв.м., при норме не менее 6 кв.м.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица МОУ «ООШ» пос. Визябож» Козлова Г.А. в судебном заседании вину в совершении правонарушения признала. Суду показала, что в настоящее время в кабинете информатики установлены лампы дополнительного освещения, а также убрана часть компьютерных столов, что позволило увеличить расстояние между видеомониторами и площадь, необходимую для размещения одного рабочего места пользователя. Остальное (по стульям), в виду необходимости дополнительного финансирования, будет устранено к новому учебному году.
Руководитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в <адрес> ФИО4 суду пояснила, что до сегодняшнего судебного заседания ей не было известно о частичном устранении нарушений. С учетом обстоятельств правонарушения, его частичного устранения, считает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно положениям статей 11 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в их взаимосвязи, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, выполняться требования санитарного законодательства.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения письменного обращения депутата Государственного Совета Республики Коми (вх. ХХХ от <дата>) в отношении юридического лица - МОУ «ООШ» пос. Визябож возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ и проведено административное расследование, в ходе которого выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Установлено несоблюдение юридическим лицом - МОУ «ООШ» пос. Визябож требований статей 28, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3.1, п.3.3 гл. 3 таб. 2 (п.35) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; п. 3.3, 9.1., 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы:
По данному факту, <дата> ведущим специалистом-экспертом отдела ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> ФИО2 в отношении юридического лица – МОУ «ООШ» пос. Визябож составлен протокол ХХХ об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34 с 15.06.2003 введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (вместе с «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы» (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания. Соблюдение требований Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.
Согласно п. 3.3.1 Санитарных правил требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 2 «Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений».
Из п. 35 Таблицы 2 следует, что в кабинете информатики и вычислительной техники норматив искусственного освещения при общем освещении (освещенность, лк) рабочей поверхности и плоскости нормирования КЕО и освещенности (Г-горизонтальная, В-вертикальная) должен составлять: Г-0,8 – 400 лк, экран дисплея: В-1- 200 лк.
Согласно экспертному заключению ХХХ от <дата>, составленному филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в <адрес>» и протоколами измерений искусственной освещенности, следует, что в кабинете информатики МОУ «ООШ» пос. Визябож уровень искусственной освещенности не соответствует допустимым значениям п.п. 3.3.1 п. 3.3 гл.3 таблица 2 (п. 35) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в точках по эскизу 3, 6, 7, 8, 9 измеренное общее освещение 230, 209, 241. 234, 223 ЛК соответственно, при норме 400 ЛК.
С 30.06.2003 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2003 (далее по тексту - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В соответствии с п. 1.2, 1.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда и направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.
В силу п. 1.7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию ПЭВМ, а также проектирование, строительство и реконструкцию помещений, предназначенных для эксплуатации ПЭВМ в промышленных, административных общественных зданиях, а также в образовательных и культурно-развлекательных учреждениях.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.
При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).
Пунктами 9.1, 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлено, что при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м., а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.; конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Вместе с тем, указанные требования санитарных правил в МОУ «ООШ» пос. Визябож не соблюдаются.
Согласно протоколу осмотра компьютерного класса МОУ «ООШ» пос. Визябож от <дата>, составленного в присутствии законного представителя юридического лица Козловой Г.А., следует, что площадь помещения 45,8 кв.м. В кабинете размещено 10 ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) вдоль стен. Площадь на одно рабочее место пользователя ПЭВМ - 4,58 кв.м. Искусственное освещение представлено люминесцентными лампами со светозащитной арматурой. Расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов около 60 см. Помещение оборудовано одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ, с двумя раздельными поверхностями. Конструкция 6 стульев из 10 не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, не подъемно-поворотные, не регулируемые по высоте и углам наклона.
Таким образом, юридическим лицом - МОУ «ООШ» пос. Визябож, во исполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», не были созданы здоровые и безопасные условия для обучения учащихся в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства и не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, действия юридического лица – МОУ «ООШ» пос. Визябож образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Доказательств принятия юридическим лицом своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица - МОУ «ООШ» пос. Визябож объективной возможности соблюдения санитарного законодательства, материалы дела не содержат.
Суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица – МОУ «ООШ» пос. Визябож доказана, его действия необходимо квалифицировать по статье 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ - оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ - признание вины. Отягчающих обстоятельств по делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция статьи 6.3 КоАП РФ на юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом обстоятельств правонарушения, связанных с длительным воздействием неблагоприятных факторов на детей, обучающихся в МОУ «ООШ пос. Визябож», суд не находит возможности применения в отношении юридического лица меры административного наказания в виде предупреждения.
Суд, решая вопрос о мере административного наказания юридическому лицу, учитывая, кроме конкретных обстоятельств дела, также и данные об имущественном и финансовом положении лица, отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, приходит убеждению, что наказание в виде штрафа, в минимальном его размере, будет соразмерно, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям и задачам административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пос. Визябож виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <...> (<...>) рублей.
Административный штраф, в соответствии с положениями части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу в банк по следующим реквизитам:
УФК по РК (Управление Роспотребнадзора по РК)
ИНН 1101486396
КПП 110101001
Наименование банка: Отделение НБ Республики Коми
БИК 048702001
Счет 40101810000000010004
КБК 141 116 28000 01 6000 140
ОКТМО 87616430
Наименование платежа - штраф Роспотребнадзора по протоколу ХХХ от <дата>.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 суток через Корткеросский районный суд со дня вручения или получения его копии.
Судья - Мокрецов В.А.