Дело № 12-51/2019
РЕШЕНИЕ
10 октября 2019 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» Функ М.Г. на постановление судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 19 июля 2019 года КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Функ М.Г. обратилась с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что Учреждение самостоятельно строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них не осуществляет, выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Алтай в соответствии с действующим законодательством. До обнаружения административного правонарушения и составления протокола по делу об административном правонарушении КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» неоднократно обращалось в Министерство регионального развития Республики Алтай и Правительство Республики Алтай, с целью повышения безопасности дорожного движения, тем самым предпринимало все зависящие от него меры. КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по государственному заданию Минрегионразвития Республики Алтай, являющегося его Учредителем. Самостоятельных средств на выполнение каких-либо работ не имеет. Также податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что письма, направленные в Минрегионразвития и Правительство Республики Алтай имеют общий характер и не содержат сведений об истребовании финансирования на строительство тротуаров на автодороге «Подъезд к с. Онгудай», поскольку к письму № от 22 октября 2018 года имеется приложение, в котором указаны потребности и требуемое финансирование на выполнение работ по автомобильным дорогам, в том числе автодороге «Подъезд к с. Онгудай».
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Функ М.Г., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливает "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий согласно ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12.04.2018 N 107 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай, согласно п. 70 которого автомобильная дорога «Подъезд к с. Онгудай», идентификационный номер 84К-70, протяженностью 3,178 км. является дорогой регионального значения Республики Алтай.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 06 ноября 2013 горда №293 создано казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор»).
Из Устава КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» следует, что указанное учреждение создано для оказания государственных услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Алтай в сфере дорожной деятельности (пункт 1). Предметом деятельности Учреждения является организация работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Республики Алтай и работ по ремонту автомобильных дорог, контроль за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог и работ по ремонту автомобильных дорог (пункт 14). Основными целями деятельности Учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них; повышение пропускной способности на автомобильных дорогах; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 15).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, 28 мая 2019 года в 14 часов 20 минут старшим государственным инспектором Отделения ГИБДД ОМВД России по Онгудайскому району в ходе обследования улично-дорожной сети выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно в нарушение п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 отсутствуют тротуары для движения пешеходов на участке <адрес>
На основании Акта от 28 мая 2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №
По результатам административного расследования в отношении КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» составлен протокол об административном правонарушении от 27 июня 2019 года №
Судья районного суда, признавая виновным КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ исходил из того, что КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», являясь лицом, ответственным за состояние и содержание автодороги на участке <адрес> в соответствии с установленными правилами, стандартами не приняло своевременных мер к устранению недостатков, связанных с отсутствием тротуаров для движения пешеходов, что создало угрозу безопасности дорожного движения.
При этом судья районного суда оценивая собранные по делу доказательства пришел к выводу о том, что направленные КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» письма в адрес Правительства Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай имеют общий характер, в них не указаны сведения об истребовании финансирования на строительство тротуаров на автодороге «Подъезд к с. Онгудай», что не свидетельствует о принятии всех возможных мер для реализации возложенных на него обязанностей и эти обстоятельства не дают оснований для прекращения производства по делу.
Податель жалобы не согласился с данным выводом суда, полагает, что КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» приняло все возможные меры зависящие от него, поскольку оно обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по государственному заданию Учредителя - Минрегионразвития Р.А., в рамках утвержденной программы. Учреждение неоднократно обращалось в Министерство регионального развития Республики Алтай и Правительство Республики Алтай с просьбами об увеличении бюджетных ассигнований, в том числе и по финансированию работ автомобильной дороге «Подъезд к с. Онгудай», что подтверждается приложением к письму № от 22 октября 2018 года.
Нахожу, что указанные доводы заявителя заслуживают внимания и иной оценки.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела следует, что 24 августа 2017 года за № и № КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай и Правительства Республики Алтай была направлена информация о потребности и фактическом выделении денежных средств на цели содержания, ремонта, капитального ремонта, строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на период 2017-2019 годы.
Из письма КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», направленного в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай от 22 октября 2018 года № следует, что Учреждением произведены дополнительные расчеты объемов работ и потребность средств на проведение автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай в нормативное состояние для их соответствия нормативным требованиям, в которые входит автодорога «Подъезд к с. Онгудай». Потребность в разработке технических паспортов, ПОДД и элементов обустройства, в том числе тротуаров составила 3 404 600 000 рублей. Данное письмо содержит просьбу учесть данную информацию при формировании бюджета на плановый период.
Из ответов Министерства финансов РА № от 27 ноября 2018 года, Министерства регионального развития РА № от 04 декабря 2018 года, КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» предлагается поэтапная реализация соответствующих требований, в пределах объемов бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Алтай предусмотренных законом Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Таким образом, в материалах дела нашло подтверждение то, что КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» направлялись предложения о выделении дополнительных бюджетных средств на цели капительного ремонта, в том числе автодороги «Подъезд к с. Онгудай», но в выделении денежных средств на эти цели заявителю было отказано.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Учитывая, что КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» не имел реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности, но при этом предприняло надлежащие и достаточные меры для их исполнения, прихожу к выводу об отсутствии вины КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Кроме того из технического паспорта автомобильной дороги «Подъезд к с.Онгудай» следует, что протяженность данной автомобильной дороги составляет 3.178 км. Из акта обследования выявленных недостатков от 28 мая 2019 года следует, что при осмотре участка автодороги «Подъезд к с. Онгудай» <адрес> выявлено нарушение п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, - отсутствуют тротуары для движения пешеходов.
Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий согласно ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.
Но как следует из акта выявленных недостатков от 28 мая 2019 года, а также из протокола по делу об административном правонарушении от 27 июня 2019 года они не содержат описания того, что участок автомобильной дороги «Подъезд к с. Онгудай» <адрес> проходит через населенный пункт и он имеет твердое покрытие, при этом в деле отсутствуют неопровержимые тому доказательства, и эти обстоятельства остались без внимания и оценки судьи при вынесении постановления по делу.
Вместе с тем в судебное заседание при рассмотрении настоящей жалобы защитником КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» был предоставлен государственный контракт № от 03 сентября 2019 года с ООО «Альянс» из которого следует, что подрядчик обязуется выполнить работы предусмотренные проектной документацией и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству мостового перехода через р. Урсул, в том числе и обустройству тротуара.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, нахожу, что есть основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» состава административного правонарушения.
Таким образом, прихожу к выводу, что судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ без достаточного и полного исследования всех обстоятельств дела сделан вывод об отсутствии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Существенное нарушение процессуальных требований не позволило судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление по делу подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 24.5, ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» отменить, производство по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух