Дело 2-431/20г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы, Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгунова З.Б., при секретаре судебного заседания - Магомедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ-Отделение ПФР по РД к Сайпулаевой ФИО6 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-Отделение ПФР по РД обратилось в суд с исковым заявлением к Сайпулаевой Г.А. о взыскании денежных средств в размере 104 660 рублей и госпошлины в размере 3 293,20 рублей, указав при этом, что Сайпулаева Г.А. получает пенсию по инвалидности.
Сайпулаевой Г.А. было подано заявление о назначении к пенсии компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином.
В своем заявлении пенсионер обязуется безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении всех обязательств, влекущих за собой изменения размера пенсии или прекращении ее выплаты.
При этом, в период с 01.02.2007 ухаживающее лицо – Сайпулаева М.О. устраивается на работу о чем ни пенсионер ни ухаживающее лицо не сообщили истцу.
В результате чего истцом произведена излишняя выплата компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином. Обращения о добровольном погашении образовавшейся переплаты пенсии не исполнено.
В судебном заседании представитель истца – Шаллаева Н.К. поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебное заседание ответчик Сайпулаева Г.А., будучи надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела, на судебное заседание не явилась, об уважительности причин не явки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.
Из материалов дела следует, что ответчик извещался судом о рассмотрении дела по указанному в иске адресу.
В соответствии со ст. 115 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67).
Судебные извещения возвращены в суд с отметкой об "истечении срока хранения".
Согласно пункта 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела части Гражданского кодекса Российской Федерации", необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, судом предприняты меры по надлежащему уведомлению ответчика о времени и месте судебного разбирательства, что свидетельствует о том, что его процессуальные права судом не нарушены.
В связи с неявкой ответчика, дело, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, рассмотрено в порядке заочного производства. Представитель истца – Шаллаева Н.К. против рассмотрения дела в заочном производстве не возражала.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, указал, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Согласно ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно Постановления Правительства РФ от 25.05.1994 N 549 "О Порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином", действовавшего до 21.06.2007 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. N 551 неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 60 процентов минимального размера оплаты труда. Ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются неработающему трудоспособному лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от их родственных отношений и совместного проживания. Лицо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
Согласно п. 9 Правил осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года N 343, действующих с 21.06.2007 г., осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях: д) выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Пунктом 10 Правил осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года N 343, действующих с 21.06.2007 г., предусмотрено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Таким образом, в силу прямого указания названного акта получателем компенсационной выплаты является неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход. Порядок производства выплаты вместе с пенсией нетрудоспособного лица не изменяет субъекта назначения и получения данной выплаты и потому то обстоятельство, что выплата перечислялась вместе с пенсией нетрудоспособного пенсионера, за которым осуществляется уход, само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований органа, назначающего и производящего эту выплату, о взыскании с такого лица полученной компенсационной выплаты в случае установления факта незаконного ее получения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сайпулаева Г.А. являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты, за неработающее трудоспособное лицо.
Как следует из заявления об установлении компенсационной выплаты от 24.11.2004, с Порядком предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 549 (с изменениями от 21.09.2000 г.) Сайпулаева Г.А. и ухаживающее лицо Сайпулаева М.О. ознакомлены, Сайпулаева М.О. сообщила, что в настоящее время не работает, о чем имеется личная подпись.
Согласно протоколу ГУ УПФР по Ленинскому району г.Махачкалы №334 от 02.03.2019, выявлен факт излишне выплаченной Сайпулаевой Г.А. пенсии по старости как не работающему гражданину в период с 01.02.2009 по 31.12.2017 в размере 104 660 рублей, поскольку ухаживающее лицо работало и получало заработную плату, при этом пенсионер получала пенсионные выплаты.
Наличие указанной задолженности подтверждается расчетом суммы переплаты за период прошедший после ее выявления и до начала удержания.
Из выписки из индивидуального лицевого счета ухаживающего лица за ответчиком усматривается, что она с 01.02.2007 по 31.12.2017 неоднократно устраивалась на работу.
Трудоустройство ухаживающего лица являлось безусловным основанием для прекращения выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, о трудоустройстве она обязана была сообщить в течение 5 дней, о чем предупреждалась под роспись, эту обязанность не исполнила, в связи с чем образовалась переплата.
Учитывая изложенное, принимая во внимание расчет взыскиваемой суммы, который судом был проверен, суд пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца следует взыскать указанную денежную сумму, так как ответчик, в нарушение взятых на себя обязательств, проявив недобросовестность, не сообщила об этом истцу.
Как следует из ч.1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК Российской Федерации; в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с чем, у ответчиков возникла обязанность по оплате государственной пошлины в размере 3 293,20 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУ-Отделение ПФР по РД к Сайпулаевой ФИО7 удовлетворить.
Взыскать с Сайпулаевой ФИО8 излишне выплаченную пенсию в пользу ГУ-Отделение ПФР по РД в сумме 104 660 рублей.
Взыскать с Сайпулаевой ФИО9 госпошлину в пользу ГУ-Отделение ПФР по РД в размере 3 293,20 рублей.
Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2020 года.
В мотивированном виде решение изготовлено 17 февраля 2020 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Айгунова З.Б.