Решение по делу № 11-761/2017 от 02.10.2017

11-761/17

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 ноября 2017 года г.Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Салмиове Р.Р.,

с участием представителя АНО «Уфасити.ми» Камалетдинова А.З., действующего по доверенности от 01.01.2017г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми.» (АНО «Уфасити.ми») Халитовой А.И., действующей в интересах Белобородовой Л.И. на решение мирового судьи судебного участка №5 по Октябрьскому району г.Уфы от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми» в интересах Белобородовой Л.И. к АО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» о защите прав потребителей – отказать»,

у с т а н о в и л:

Автономная некоммерческая организация по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «УФАСИТИ.ми.», действующая в интересах Белобородовой Л.И. обратилась к мировому судье с иском к АО Управлению жилищного хозяйства Октябрьского района о защите прав потребителей.

В исковом заявлении указано, что Белобородова Л.И. прописана и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, корпус 2, <адрес>, добросовестно оплачивает коммунальные услуги и выполняет обязанности, вытекающие из раздела 5 ЖК РФ. Обязанность но содержанию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, корпус 2 возложена на ответчика, который обязался осуществлять содержание и текущий ремонт многоквартирного дома в соответствии с установленными нормативами. В ноябре 2016 года истец получила квитанцию, где в строке отопления был перерасчет с увеличением платы, а также ставка но отоплению увеличилась с на основании письма управляющей организации. Обратившись в управляющую организацию истцу сообщили, что в определенных домах истекли сроки поверки приборов учета тепловой энергии. Публичное акционерное общество «Нефтеавтоматика» представило извещения о непригодности к дальнейшему применению этих теплосчетчиков. В связи с этим, ООО «БашРТС» ежемесячно с 2015 года предъявляет АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа счета за тепловую энергию по нормативу. В настоящее время в домах произведена установка новых приборов учета тепла. В связи с вышеизложенным, с ноября 2016 года начисление за отопление населению производится но нормативному тарифу, и за три месяца производятся доначисления суммы разницы между нормативными и ранее действующими тарифами. Сумма доначисления равными долями распределена на 2 месяца: ноябрь и декабрь 2016 года. Считают, что бездействие ответчика привело к перерасчету и увеличению ставки по отоплению.

Просит взыскать в пользу истца оплаченный перерасчет по отоплению за ноябрь, декабрь 2016 года, оплаченный перерасчет по увеличению платы за отопление по завышенному тарифу, перерасчет по содержанию, неустойку, компенсацию морального вреда, проценты за неправомерное пользование денежными средствами, штраф и судебные расходы.

Мировым судьей вынесено вышеуказанное решение.

19 июня 2017 года на данное решение представителем АНО «Уфасити.ми» Халитовой А.И. подана апелляционная жалоба.

В апелляционной жалобе представитель автономной некоммерческая организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми», действующая в интересах Белобородовой Л.И., просит решение мирового судьи от 25 апреля 2017 года отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.

Ссылается на Закон «О защите прав потребителей», ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491.

Считает, что при вынесении решения мировой судья не дал оценку ряду фактов, а именно несвоевременному начислению платы за отопление по нормативу; отсутствию законных оснований для проведения доначисления по отоплению; при вынесении решения суд учитывал уведомление лишь в адрес одного физического лица как надлежащее уведомление о выходе из строя общедомового прибора учета и обязанности собственников провести общее собрание по вопросу замены, в то время как такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена; суд посчитал, что истцами не доказан факт оплаты перерасчета по отоплению, факт оплаты за отопление по завышенному тарифу, факт оплаты сумм по содержанию, однако не учел, что в силу положений Закона о защите прав потребителей отсутствие квитанции не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на ответчике; суд необоснованно на основании копий документов, не подтвержденных оригиналами, взыскал солидарно с потребителей судебные расходы, в то время как потребители не являются ни солидарными должниками, ни солидарными кредиторами, при этом суд не установил факт несения ответчиком данных расходов; при рассмотрении дела суд не определил иной круг лиц, участвующих в деле; судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что общедомовой прибор учета заменен без проведения общего собрания собственников, но значительно позже срока, предусмотренного законодательством, в связи с чем собственникам причинен ущерб.

В судебном заседании представитель заявителя автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми.» Камалетдинов А.З. апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.

Истец Белобородова Л.И., представитель ответчика АО «Управление жилищного хозяйства» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении решения без изменений по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в суде апелляционной инстанции".

Из материалов дела следует, что Белобородова Л.И. зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, корпус 2, <адрес>. Управление указанным многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, осуществляет АО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района ГО г.Уфа РБ».

Поставка тепловой энергии в указанный жилой дом, в заявленный истцом период, осуществлялась ресурсоснабжающей организацией ООО «БашРТС» (на основании договора теплоснабжения /РТС от ДД.ММ.ГГГГ на подачу тепловой энергии), которую истцы получали в качестве коммунальной услуги- отопление.

Также в многоквартирном жилом доме был установлен коллективный(общедомовой) прибор учета тепловой энергии, который в 2015 г. не прошел госпроверку.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и не оспариваются сторонами.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ регламентировано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исхода из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,, установленном федеральным законом.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 года № 307 «О порядке представления коммунальных услуг гражданам», которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - старые Правила). Данные Правила до 01 сентября 2012 года регулировали отношения

между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Так, согласно подпункту «а» п. 19 действовавших Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определялся для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В подпункте «а» п. 19 названных Правил выведена формула, по которой должен был производиться расчет размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - новые Правила) и изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

Данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил и вступают в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления.

Согласно пункту 42 (1) названных Правил, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения порядка расчета платы за отопление, предоставленное потребителю в жилом помещении, является наличие либо отсутствие коллективного (общедомового), и индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии.

Истец основывает свои требования на том обстоятельстве, что многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес>, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем расчет стоимости потребленного тепла должен производиться в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Вместе с тем, доказательств в подтверждение доводов о том, что жилой дом оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, являвшимся расчетным в спорный период, истцами не представлено.

Напротив, из представленных ответчиком доказательств следует, что указанный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета, однако последний согласно извещению ПАО «Нефтеавтоматика» о непригодности средство измерения теплосчетчик Scylar-Heat- MID рег.№ 25321-07 не соответствует требованиям МИ 2573-2000: погрешность измерения количества теплоты превышает допустимую.

Отсутствие в указанном многоквартирном доме исправного и поверенного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии подтверждается уведомлением жильцов дома.

В соответствии с п.п. 31 Правил исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.

В нарушении указанной нормы, истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлен документ о принятии собственниками помещений в многоквартирном жилом <адрес> по адресу: <адрес> решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, неисправность (отсутствие) указанного прибора учета либо дополнительного оборудования делает невозможным расчет по показаниям общедомового прибора учета, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, лишь совокупность исправных средств измерения и дополнительного оборудования может быть признана надлежащим общедомовым прибором учета.

Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

Согласно Акта допуска в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес>, установлен – 21.11.2016г.

На основании п.п. «б» п.21 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г.    №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении за отопление определяется в соответствии с п.п.2 п.2 Приложения №2 к настоящим Правилам - исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Таким образом, потребитель оплачивает коммунальную услугу по отоплению ежемесячно в течение двенадцати месяцев в году равными долями. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п.З п.2 приложения к настоящим Правилам.

Поскольку собственники <адрес> по адресу: <адрес>, не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, а в данном случае установленный общедомовой прибор учета не отработал полный календарный год, плата за коммунальные услуги - отопление обосновано рассчитывается с ноября 2016г. по нормативу потребления.

Кроме того, с момента введения в действие ЖК РФ изменился подход к определению обязанностей собственников по оплате коммунальных услуг.

Согласно ст.210 ГК РФ, 36 ЖК РФ в жилищных отношениях фактически введено понятие кондоминиума - жилой дом, при этом квартира не является отдельным объектом жилищных отношений, в части потребления коммунальных ресурсов. Собственник несет бремя содержания общего имущества дома, при этом обязан оплачивать все коммунальные ресурсы, которые потреблены как в его квартире, так и в общем имущества дома.

Так, АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ», являясь исполнителем, при оказании коммунальных услуг, действует в интересах всех собственников жилых помещений и порядок оплаты коммунальных ресурсов одинаков для всех собственников.

В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, корректируется 1 раз в год.

Согласно п.53 указанных выше Правил решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги но отоплению в течение отопительного периода, однако истцами протокол о проведении общего собрания жильцов об установлении периодичности корректировки в суд не представлен.

Таким образом, после установки и допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии ответчик произвел корректировку платы за отопление с учетом периода, когда общедомовой прибор учета тепловой энергии пришел в негодность, а также с учетом расходов по оплате тепловой энергии перед ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, на основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьями 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на эго имущество.

Однако, доказательств того, что Белобородова Л.И. является собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> суду не представлено.

Более того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика оплаченного перерасчета по отоплению, увеличению платы за отоплению по завышенному тарифу и перерасчету по отоплению, при отсутствии бесспорных доказательств оплаты указанных в исковом заявлении сумм.

Таким образом, мировой судья пришел правильному выводу, что ответчик АО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» при проведении перерасчета руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, действовал на законных основаниях.

С учетом вышеизложенного мировой судья правильно не усмотрел как для удовлетворения исковых требований Белобородовой Л.И. о взыскании с ответчика оплаты перерасчета по отоплению и содержанию, так и производных требований истца о взыскании с ответчика неустойки, процентов за неправомерное пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.

При вынесении судом обжалуемого решения нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку истцом доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь ст.321, 327 - 330 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка №5 по Октябрьскому району г.Уфы от 25 апреля 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя АНО «Уфасити.ми» Халитовой А.И. без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья А.Ю.Сунгатуллин

11-761/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Белобородова Л.И.
АНО УФАСИТИ.МИ
Ответчики
АО УЖХ Октябрьского района
Другие
МУП ЕРКЦ г.Уфы
ооо Баш РТС
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
02.10.2017Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.10.2017Вынесено определение о назначении судебного заседания
03.10.2017Передача материалов дела судье
07.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее