Дело № 2-218/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт.Яя 18 июля 2017 года
Яйский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Рюминой О.С.,
при секретаре с/з Сидельцевой Е.В..,
с участием истца Лопатиной И.В.,
представителей ответчика Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> – Борисовой И.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Нейфельд Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Стрельниковой О.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Лопатиной ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения,
у с т а н о в и л:
Истец Лопатина И.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения и об обязании Управления социальной защиты населения <адрес> назначить ей компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения). Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в автономном дошкольном образовательном учреждении «Яйский детский сад «Кораблик» пгт. Яя в должности инструктора по физической культуре, является педагогическим работникам. С мужем и двумя детьми проживает <адрес> <адрес> муниципального района за назначением ей компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление социальной защиты с заявлением о назначении ей компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решением Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении компенсации ей было отказано. Считает, что вышеуказанное решение Управления социальной защиты противоречит федеральному законодательству.
Поскольку занимаемая должность «инструктора по физической культуре» включена в указанную номенклатуру должностей педагогических и руководящих работников, имеет право на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ей отказано в назначении компенсации по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Обязать Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) со дня обращения за назначением компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Яйского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено Управление образования Яйского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании истец Лопатина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения в соответствии с исковым заявлением. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Также просила взыскать с ответчика понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> – Борисова И.Ю., Нейфельд Н.А., действующие на основании доверенности, исковые требования Лопатиной И.В. не признали. В письменном возражении, приобщенном к материалам дела, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по следующим основаниям. Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В <адрес> предоставление данных мер социальной поддержки педагогическим работникам регулируется статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере 100 процентов данных расходов (далее- компенсация). Согласно пункту 9 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» форма и порядок предоставления мер социальной поддержки, а также перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, устанавливаются Коллегией <адрес> в соответствии с действующим законодательством. В целях реализации указанной нормы Закона постановлением Коллегии <адрес> от 24.12.2008г. № утверждено положение о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Примерный перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление названных мер. Истица работает в МАДОУ «Яйский детский сад « Кораблик»» в должности «инструктор по физической культуре» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). С момента вступления в законную силу (с ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени в Перечне отсутствовала и отсутствует должность «инструктор по физической культуре», в связи с чем, законных оснований для предоставления Лопатиной И.В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено Управление образования Яйского муниципального района <адрес> – Стрельникова О.А., в судебном заседании просила оставить решение данного вопроса на усмотрение суда.
Суд, выслушав доводы истца Лопатиной И.В., представителей ответчика Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> – Борисовой И.Ю., Нейфельд Н.А., доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пп. "е", "к" ст. 72 и п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу абз. 2 п. 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Редакцией данного закона ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации", п. 8 ст. 47 которого указанное выше право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохранено. Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством, а направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг» предусмотрено право педагогических работников проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление или компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат.
Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден примерный перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленные законом <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ.
Таким образом, уровень социальных гарантий педагогических работников проживающих в сельской местности и работающих в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, остался прежним.
В судебном заседании установлено, и подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной муниципальным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр <адрес>» Лопатина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пгт.Яя <адрес>9, совместно с мужем Лопатиным Ю.А. и 2 детьми. Лопатина И.В. состоит на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно трудовой книжки АТ-IХ № от ДД.ММ.ГГГГ Лопатина И.В. (до регистрации Кривошеева) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята ДД.ММ.ГГГГ на должность инструктора по физической культуре и работает по настоящее время, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной заведующей МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.
Решением Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Лопатиной И.В. отказано в назначении и выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Однако, Федеральным законодательством предусмотрено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения без ограничений для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности.
В раздел 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающих и проживающих в сельской местности, не включена должность инструктора по физической культуре, занимаемая Лопатиной И.В. «инструктор по физической культуре».
Между тем, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 761н должность инструктора по физической культуре относится к категории педагогических работников.
Таким образом, Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес>, применяя постановление Коллегии <адрес> о принятии перечня должностей и организаций работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, существенно ограничило по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определив тем самым исчерпывающий перечень должностей педагогических работников.
Закон РФ "Об образовании" таких ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что должность, занимаемая Лопатиной И.В. в качестве, инструктора по физической культуре относится к категории педагогических работников проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеющих право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов РФ.
На основании чего суд приходит к выводу, что решение Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, является незаконным.
Поскольку решение Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признано не законным, то Лопатиной И.В. необходимо назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) со дня обращения за назначением компенсации, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Эта норма связана с общим принципом осуществления правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон, закрепленным в ч. 1 ст. 12 ГПК РФ.
Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
Доказательства, представленные истцом в обоснование исковых требований, соответствуют требованиям относимости, допустимости.
В свою очередь, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суду предоставлено право оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные истцом требования в полном объеме.
Согласно п.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лопатиной ФИО8 к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, удовлетворить.
Признать решение Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении компенсации по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг не законным.
Обязать Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района <адрес> назначить Лопатиной ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) со дня обращения за назначением компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> <адрес> в пользу Лопатиной ФИО10, понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: О.С. Рюмина
копия верна
судья