11RS0010-01-2019-001650-18
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи
Баталова Р.Г.,
при секретаре Кузнецове Н.И.,
с участием истца Шихановой Р.П.,
третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 октября 2019 года гражданское дело №2-1052/2019 по иску Шихановой Раисы Петровны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Шиханова Р.П. обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с исковым заявлением к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского по адресу ... г.Сыктывкара» в котором просила: признать право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 1/2 доли в праве собственности, принадлежащей сыну ФИО1; обязать произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услугна 1/2 доли в праве собственности, принадлежащей сыну ФИО1 за период с 04.12.2018 по 31.05.2019 и с 01.06.2019 на период действия субсидии; назначить меру социальной поддержки в виде субсидии на 1/2 доли на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 04.12.2018 по 31.05.2019 и с 01.06.2019 на период действия субсидии на основании произведенного перерасчета. Требования мотивированы тем, что получает меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Истец и её сын ФИО1 являются общедолевыми собственниками жилого помещения (1/2 доли в праве собственности у каждого). **.**.** между истцом и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения. 02.04.2109 истец обратилась в адрес Центра с заявлением о перерасчете субсидии на 1/2 долю, принадлежащую на праве собственности сыну, предоставив договор найма жилого помещения. На основании уведомления от 15.04.2019 ответчик отказал в предоставлении субсидии на долю в праве собственности сына, мотивируя тем, что субсидия может быть предоставлена только на долю истца. Истец полагает, что она и её сын имеют право на получение указанной меры социальной поддержки населения на все жилое помещение.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечен ФИО1.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представили письменные возражения, просил дело рассмотреть без его участия.
Третье лицо в судебном заседании поддержало позицию истца.
Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела №40-43 о выплате субсидии, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, которой корреспондируют положения частей 1 и 2 статьи 40 Конституции Республики Коми, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как следует из материалов дела, Шиханова Р.П. и ФИО1 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ... на основании договора на передачу квартиры в собственность от **.**.** (по 1/2 доли в праве собственности каждый).
11.12.2018 Шиханова Р.П. обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг как собственнику 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ... на состав семьи 1 человек.
На момент обращения к ответчику с указанным заявлением в жилом помещении был зарегистрирован по месту жительства один человек - Шиханова Р.П.
На основании протокола ГБУ РК«Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г.Сыктывкара» Шихановой Р.П. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.12.2018 по 31.05.2019.
02.04.2019 истец обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете субсидии на долю, принадлежащую её сыну, предоставив договор найма жилого помещения от 04.12.2018.
По условиям договора найма жилого помещения от 04.12.2018 ФИО1, действующий в роли «наймодателя» предоставил Шихановой Р.П., действующей в роли «нанимателя» жилое помещение, состоящее из 1 комнаты в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ... на срок с 04.12.2018 по 31.12.2021 с месячной оплатой за пользование помещением в размере 10рублей.
Письмом ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г.Сыктывкара» от 15.04.2019 ФИО2 было отказано в соответствующем перерасчете субсидии со ссылкой на пункт 21 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России №1037/пр, Минтруда России №857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761, из которого следует, что договор найма не может быть заключен между собственниками такого жилого помещения.
На основании протокола ответчика о предоставлении субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг за июнь 2019 истцу представлена субсидия с 01.06.2019 по 30.11.2019 на основании заявления Шихановой Р.П. от 21.05.2019 на состав семьи – 1 человек.
Согласно ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).
Согласно п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В силу п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с подп. "б" п. 18 Правил в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
consultantplus://offline/ref=1EE3A85753951BB6FE63FC987ADDF13E7DC2148D9D404E3F35A3B0689B01D1B57D16BD5013BBD8C9518BBBC569019D6E349F229F0858667930s7x6GВ соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела, субсидия была предоставлена ФИО2 как собственнику 1/2 доли жилого помещения на состав семьи 1 человек.
ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ... с **.**.** и проживает со своей семьей по другому адресу, следовательно, членом семьи Шихановой Р.П. не является.
Поскольку ФИО1, имеющий самостоятельное право на получение субсидии с соответствующим заявлением к ответчику не обращался, а субсидия была предоставлена ФИО2 без учета доходов ФИО1, то оснований для предоставления истцу субсидии в спорный период на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, принадлежащей ФИО1 не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России №1037/пр, Минтруда России №857 от 30.12.2016 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761" предусмотрено, что при оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:
наймодателем и нанимателем, если предметом (объектом) договора социального найма, договора найма, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или договора найма специализированного жилого помещения является доля в праве собственности на жилое помещение, часть комнаты, смежная комната или помещение вспомогательного использования в квартире или в жилом доме, поскольку такие помещения не отвечают признакам изолированного помещения и в соответствии со статьями 15, 16, 62 и 91.5 Жилищного кодекса и статьей 673 Гражданского кодекса не могут быть самостоятельными объектами жилищных прав (сдаваться в наем, поднаем или в безвозмездное пользование);
сособственниками такого жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, указанным Кодексом (ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Заключенный между ФИО1 и ФИО2 договор найма жилого помещения от **.**.** не изменяет правовой режим их общедолевой собственности на квартиру, поскольку во владение и пользование нанимателю передана 1 комната, а не доля в праве собственности, принадлежащая ФИО1
Таким образом, договор найма не является документом, предоставляющим Шихановой Р.П. право единоличного владения, пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах, требования истца к ответчику не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Шихановой Раисе Петровне к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 1/2 доли в праве собственности, принадлежащей сыну ФИО1; обязании произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 1/2 доли в праве собственности, принадлежащей сыну ФИО1 за период с 04.12.2018 по 31.05.2019 и с 01.06.2019 на период действия субсидии; назначении мер социальной поддержки в виде субсидии на 1/2 доли на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 04.12.2018 по 31.05.2019 и с 01.06.2019 на период действия субсидии на основании произведенного перерасчета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд города Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 18.10.2019.