Дело № 2-797/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 15 сентября 2017 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Янаевой О.Ю.,
с участием представителя истца Ахтоян А.В.- Глумовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Фефеловой А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ахтоян Анны Венировны к администрации Чернушинского городского поселения, муниципальному казенному учреждению «Городская архитектура» об установлении факта пригодности жилого помещения для проживания с правом регистрации по месту жительства, возложении обязанности присвоить адрес объектам недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ахтоян А.В. обратилась в суд с иском к администрации Чернушинского городского поселения, МКУ «Городская архитектура» об установлении факта пригодности жилого дома общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым <№> по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№> пригодным для проживания с правом регистрации по месту жительства, возложении обязанности присвоить адрес жилому дому и земельному участку, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым <№>, расположенному по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№>. Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., разрешенное использование: для садоводства и дома, общей площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№>. Она с семьей постоянно проживает в данном доме, другого жилья не имеют. Ранее проживала по месту регистрации по адресу: <адрес>. Однако зарегистрироваться по месту жительства она с семьей не может из-за отсутствия почтового адреса у жилого дома, в котором живут. На её заявление о присвоении почтового адреса жилому дому и земельному участку МКУ «Городская архитектура» ответило отказом со ссылкой на положения ФЗ-66 от 19.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указав, что земельный участок и жилой дом находятся на территории садоводческого товарищества, где на сегодняшний день невозможно создание инфраструктуры необходимой для территории жилой застройки. Занимаемое её семьей помещение пригодно для постоянного проживания, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Отсутствие адреса у жилого дома и земельного участка препятствует регистрации по месту жительства и ограничивает реализацию прав истца. Просит установить факт пригодности жилого дома общей <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№> пригодным для проживания с правом регистрации по месту жительства, возложить на администрацию Чернушинского городского поселения присвоить адрес жилому дому и земельному участку, расположенным по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№>.
Истец Ахтоян А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещена.
Представитель истца Глумова И.В. в судебном заседании позицию истца поддержала, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация Чернушинского городского поселения, извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, решение оставляют на усмотрение суда.
Ответчик МКУ «Городская архитектура» извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, из письменных пояснений по иску следует, что присвоение адреса объекту капитального строительства не возможно, так как в соответствии с ФЗ №66-ФЗ садовый участок – это земельный участок предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а так же для отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.
Третьи лица – ЮТО Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», Управление Росреестра по Пермскому краю, отделение по вопросам миграции ОМВД России по Чернушинскому району Пермского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте надлежаще извещены, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора купли-продажи от 14.11.2013 года за Ахтоян А.В. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 517 кв. м с кадастровым <№>, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющий целевое использование: для садоводства, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, сад «Зеленый Мыс», участок <№>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.9).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 16.07.2015 года на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 26.06.2015 года, договора купли-продажи от 14.11.2013г. зарегистрировано право собственности Ахтоян А.В. на объект недвижимого имущества: дом, назначение нежилое здание, 2-этажный, общая площадь <данные изъяты>., адрес (местоположение): <адрес>, СТ «Зеленый Мыс», участок <№> (л.д.8).
На основании ч. 1 - 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания помещения жилым помещением содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Согласно техническому паспорту от 24.04.2017 г. садовый дом с мансардой истца 2015 года постройки, переоборудован в 2017 году, общая площадь <данные изъяты>.
Из акта обследования дома от 16.06.2017 г. <№>, проведенного межведомственной комиссией, следует, что здание дома, расположенное на земельном участке в СТ «Зеленый Мыс», двухэтажное с мансардным этажом, из газобетонных блоков, оштукатурено. Благоустройство: отопление местное, от отопительного котла на твердом топливе, холодное водоснабжение от местного источника (скважина 33 метра), горячее водоснабжение от бытового электрического нагревателя, централизованное электроснабжение, канализация- выгребная яма. Год постройки – 2015 год, мансарда надстроена в 2017 году, общая площадь здания <данные изъяты>. По результатам обследования дома и изучения технической документации комиссия пришла к выводу, что в соответствии с положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, приняла заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания (л.д.11-12).
Решение межведомственной комиссии о признании дома истца по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№> соответствующим требованиям к жилому помещению и пригодным для проживания, закреплено в заключении от 16.06.2015 г. <№> (л.д.13).
В своем Постановлении N 7-П от 14 апреля 2008 года Конституционный Суд РФ указал, что дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации.
С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, противоречит конституционному принципу равенства, нарушает этот принцип, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, что противоречит Конституции РФ.
Запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает граждан регистрироваться не по месту фактического проживания, либо лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной цели института регистрации - информация гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства, что было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации (ст. 27 часть 1 и ст. 55 часть 3).
При этом Конституционный Суд указал, что собственникам земельных участков относящихся к землям сельскохозяйственного назначения следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод. В связи с чем, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
Заключение межведомственной комиссии ответчик – администрация Чернушинского городского поселения не оспаривает.
До признания дома истца жилым, пригодным для постоянного проживания, Ахтоян А.В. лишена возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства.
Учитывая, что спорное строение, расположенное на земельном участке <№>, в садоводческом товариществе «Зеленый Мыс», участок <№> для проживания пригодно и имеет характеристики, необходимые для признания этого строения жилым, суд приходит к выводу, что спорное строение может быть признано жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по постоянному месту жительства, так как отвечает требованиям, установленным названным Положением от 28.01.2006 N 47.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается место - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
При этом наделение органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов домам, расположенным в указанном поселении, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.
В целях регистрации в принадлежащем ей жилом доме Ахтоян А.В. обратилась с заявлением в МКУ «Городская архитектура» с просьбой присвоить адрес жилому дому, в котором она проживает совместно со своей семьей, однако ответом от 24 мая 2017 года <№> в удовлетворении заявления ей было отказано по причине того, что земельный участок и дом находятся на территории садоводческого товарищества, где на сегодняшний день невозможно создание инфраструктуры, необходимой для территории жилой застройки (л.д. 10).
Вместе с тем, как следует, из правоустанавливающих документов, категория земель земельного участка с кадастровым <№> указана как "земли населенных пунктов" (л.д.9), при этом целевое назначение земельного участка "для садоводства", с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ отраженной в постановлениях № 7-П от 14.04.2008 г. и № 13-П от 30.06.2011 г. допускает возведение на них жилых домов, пригодных для постоянного проживания и не освобождает администрацию поселения от обязанности установления нумерации домов.
Таким образом, отказ в присвоении почтового адреса указанному объекту не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя.
Учитывая изложенное, требования Ахтоян А.В. о возложении на ответчика обязанности присвоить почтовый адрес, принадлежащим ей на праве собственности объектам недвижимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Ахтоян Анны Вемировны удовлетворить.
Установить факт пригодности жилого дома (кадастровый <№>), площадью <данные изъяты>., находящегося на земельном участке с кадастровым <№>), адрес (местонахождение): <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№>, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по постоянному месту жительства.
Возложить на администрацию Чернушинского городского поселения обязанность присвоить почтовый адрес жилому дому (кадастровый <№>) и земельному участку (кадастровый <№>) расположенным по адресу (местонахождение): <адрес>, садоводческое товарищество «Зеленый Мыс», участок <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ю.Янаева